Создаём игры с минимальными знаниями. краткий обзор 10 движков и конструкторов

Программы для создания игр без программирования

Имеется возможность запускать приложения в оконном или полноэкранном режимах. Используется точное отображение texel-to-pixel, Поддерживаются самые популярные и разнообразные аудио-форматы для воспроизведения музыки и звуков в приложениях: WAV, MP3, MP2, MP1 и OGG, а также форматы трекерной музыки: MO3, IT, XM, S3M, MTM, MOD и UMX. При этом отрабатывается качество, фильтруется и очищается звук. Управление полностью настраиваемое и функциональное. Вы можете настраивать управление на клавиатуру, мышь, назначая клавиши и их действия, определять позиции мыши, прослеживать положение колесика мыши и т.д. Ресурсы подгружаются из дискового пространства, загружаются из ZIP-файлов (из пакетов ресурсов). Загрузка легко переключается между открытыми и запакованными ресурсами. Функции тайминга используют синхронизацию FPS, режим зафиксированного FPS, мониторинг и подсчет FPS. Имеется инициализация и лог файлов для записи и чтения целых и плавающих чисел, printf-стиль лог файла. Поддерживается загрузка и рендеринг bitmap-шрифтов, выравнивание текста, прослеживание шрифта, скроллинг и вращение, вычисление. Возможно использование спрайтов и анимации, создание прозрачных интерфейсов, используя аппаратные возможности, растяжение, вращение, горизонтальный и вертикальный флиппинг, выбор времени и функций, различные функции воспроизведения и др. Менеджер ресурсов позволяет вам полностью управлять переключением скриптов, создавать объекты единым запросом. А также полностью автоматизированное управление памятью, кэширование и чистка определенных групп ресурсов. GUI выполняется достаточно удобно и функционально: текст, кнопки и ползунки, поддержка интерактивных и анимированных GUI. Также вам доступны специальные инструменты: компилятор ресурсов, редактор текстур, редактор эффектов, создатель шрифтов. Resources Compiler позволяет работать с архивами формата ZIP, запаковывать ресурсы и извлекать, защищать их паролем. PNG Optimizer и Texture Assembler работают с размещением спрайтов, точно вращают и изменяют эти спрайты, генерируя соответствующий скрипт. Particle Systems Editor позволяет работать с любыми передовыми 2-частицами, просматривая оные в режиме реального времени. Bitmap Font Builder позволяет вам получать bitmap-шрифт из любого шрифта, установленного на вашей системе. Вы можете применять любые графические эффекты, используя графический редактор. Предоставляется полная документация, с описанием общих моментов разработки своей игры с помощью этого игрового движка

Что немаловажно, этот движок распространяется по лицензии zlib/libpng, а это обозначает, что ваши игры вы можете распространять полностью свободно и даже для коммерческих целей. На форуме разработчика есть русскоязычная ветка

CRYENGINE

CryEngine – не самый заточенный под пользователя движок, что объясняет тот факт, почему лишь немногим студиям (кроме создателей в лице Crytek) удалось освоить его. Это также не самый лучший оптимизированный движок в мире – многие разработчики подтверждают, что ошеломляющая графика, которую он может создать, дается очень нелегко.

Но ничего из этого не имело значения еще в 2004 году, когда Crytek пересмотрела соображения относительно эталонной серии Far Cry, только чтобы продвинуть её еще дальше в 2007 году, вместе с выходом первой части Crysis. Золотые дни CryEngine, возможно, прошли, но технология остается популярной у некоторых разработчиков, включая Arkane Studios, которые использовали ее для Prey.

Чтобы привлечь внимание независимых производителей, последняя итерация движка представила новую модель pay-what-you-want («плати, сколько хочешь»)

И его наследие уходит глубже, чем вы можете себе представить: CryEngine является важной частью послужного списка Ubisoft, так как в каждой части серии Far Cry, начиная со второй, используется сильно модифицированная версия CryEngine под названием Dunia

И его наследие уходит глубже, чем вы можете себе представить: CryEngine является важной частью послужного списка Ubisoft, так как в каждой части серии Far Cry, начиная со второй, используется сильно модифицированная версия CryEngine под названием Dunia

AppGameKit

Очередной шикарный инструмент создания своих игр для тех, кто не хочет возиться с сложными языками программирования, а фокусироваться на реализации собственного воображения.

Сцена, в два клика добавляем персонажа, управление, мутим звук, эффекты, простенькую анимацию, всё это чуть ли не за один вечер. Допиливаем управление, монстров и уже можно скидывать ссылки друзьям, или показывать на собственном телефоне девчонкам в клубе. 

Реальность и Ожидания

Разработчики движков для так сказать «общественного» пользования будут рассказывать о том, насколько всё легко и просто без знания программирования. Но так ли это?  Нужно ли изучать язык программирования для создания игр? Да. Ответ однозначно да, без этого сделать что-то вменяемое не получиться. Но это условие для коммерческих проектов на продажу, которые мы будем выставлять на аукцион, создание которых занимаем не один месяц.

IW Engine

Игровой движок, разработанный компанией Infinity Ward в 2005 году на основе третьей модификации id Tech. Именно ему мы обязаны многолетним опытом погружения в серию одного из самых популярных шутеров в истории игропрома – Call of Duty.

Ярче всего улучшенный движок заиграл с выходом первой Modern Warfare в 2007 году. На тот момент анимации лиц персонажей, текстуры, улучшенная модель освещения и глубина резкости, демонстрировали передовой уровень программного обеспечения. Известно, что предстоящая Call of Duty: Black Ops Cold War создана на основе Treyarch Engine – модифицированного IW 8.0.

UNITY

Unity – движок для инди игр с ограниченным бюджетом, но технологии потребовалось некоторое время, чтобы добиться успеха и повлиять на индустрию.

GooBall дебютировал с Unity в 2005 году, но только в начале 2010-х годов, когда такие игры, как Thomas Was Alone и множество мобильных хитов, распространились по всему миру, движок начали замечать. К середине этого десятилетия Unity уже была одной из самых популярных технологий в игровом мире, предлагая все больше и больше амбициозных проектов, включая такие независимые хиты, как Firewatch и Superhot.

Unity, который часто хвалят за простоту в использовании, универсальность и доступность, вряд ли куда-то денется в ближайшее время.

3D Rad

3D Rad — бесплатная программа для простого создания (без использования кода) различных ЗD-игр, интерактивных приложений и физических симуляций. Создание приложений в 3D Rad основывается на сочетании в различных комбинациях компонентов (объектов) и настройки взаимодействия между ними. Физика базируется на учете взаимодействия между объектами.

В 3D Rad есть функция импорта моделей в создаваемый проект, большое количество примеров и образцов трехмерных объектов, а также возможность добавления звуковых эффектов в формате WAV или OGG. Работы сделаны с помощью 3D Rad можно распространять в виде отдельных программ или веб-приложений.

Основные возможности 3D Rad:

  • Создание качественных ЗD-игр.
  • Реалистичная физика взаимодействия объектов.
  • Возможность импорта моделей.
  • Качественная обработка графики.
  • Возможность применения искусственного интеллекта.
  • Возможность использования мультиплеера.
  • Высококачественные аудиоэффекты и музыка
  • Возможность встраивания игр на веб-страницы.

UNREAL ENGINE

Когда в 1995 году Тим Суини начал писать код для игры, соперничающей с Quake и Doom, он и не мог себе представить, что создаст не просто игру, а игровой движок, который навсегда изменит Epic Games.

Unreal оказалась отличной и очень важной игрой. А движок, на котором был разработан тайтл, начал своего рода революцию

Unreal Engine сразу же завоевал популярность среди таких компаний, как Microprose и Legend Entertainment, которые имели к нему доступ еще до того, как Epic выпустили Unreal.

К концу 90-х годов на Unreal Engine создавалось около 20 игр. За последние два десятилетия это число стало настолько большим, что трудно определить точную цифру. Комитет Книги рекордов Гиннеса называет число 408, а в июле 2014 года детище Epic было признано самым успешным игровым движком в мире.

Однако это не только вопрос количества, так как данная технология стоит за некоторыми из величайших тайтлов, таких как Deus Ex и BioShock, а также мощных франшиз, в том числе Borderlands, Mass Effect, Street Fighter V и Fortnite.

С 2015 года UE4 стал для игроделов бесплатным, а весной 2020 Epic Games наконец анонсировала модификацию, ориентированную на новое поколение – UE5. По словам представителей компании, пятая версия позволит достигнуть небывалого фотореализма и создавать на его основе не только ААА-блокбастеры, но и потрясающе красивые инди-проекты.

Unity

Сказать о нем «очень известный» — ничего не сказать. Без преувеличения это один из столпов, на которых держится игровая индустрия. Angry Birds 2, Pokemon Go, Super Mario Run, Escape From Tarkov — ничтожно малая часть проектов, созданных на Unity.

Лицензия Personal бесплатна, при условии, что ваш доход не превышает 100 000 долларов в год. Если вы вдруг разбогатеете сверх меры, придется покупать помесячную или годовую подписку. Причем богатеть есть с чего, поскольку система идеальна для разработки мобильных приложений. В этом сегменте и пиратства поменьше, и издателей побольше, да и покупателей хватает.

От прочих систем Unity отличает сравнительно низкий порог вхождения: визуальный редактор прост, удобен интуитивно понятен. В отличие от Godot имеется встроенный редактор ландшафта.

Есть базовая физика, в том числе симуляция ткани. Можно сделать так, чтобы плащ на плечах героя не торчал, как лист фанеры, а красиво развевался на ветру. Но нельзя сказать, будто вся красота доступна прямо из коробки: любая фенечка начинает работать только после того, как ее описать в соответствующем скрипте и немного посидеть над отладкой.

В качестве языка программирования используется C#, любители визуального скриптинга могут приобрести за отдельные деньги Playmaker. Вообще говоря, Unity — система модульная и позволяет легко превратить свои наработки в отдельный коммерческий продукт. Оболочка включает в себя собственный и довольно бойкий Marketplace, где можно как хорошо потратиться, так и хорошо заработать. В любом случае, разработчику на Unity придется всерьез вникать в программирование, благо в интернете можно найти достаточно учебных материалов на русском зыке.

Unreal Engine 4

Рис. 16 – Редактор Unreal 4

Словосочетание известно всем любителям пострелять.

Он поддерживает множество платформ, в том числе мобильных.

Элементы движка представляются как объекты с индивидуальными характеристиками, принадлежащими к определённому классу, который эти параметры и определяет.

За физические расчёты отвечает PhysX, пришедший на замену модели Karma. Распространяется бесплатно, пока ваш доход не превысит $3000 в квартал.

Существует несколько версий движка, рассмотрим особенности последней из них:

  • поддержка жидких поверхностей и т.д. благодаря PhysX;
  • генерация объектов ландшафта на лету;
  • продвинутая скелетная анимация и физика;
  • интегрированный движок для анимации FaceFX;
  • генерация деревьев и кустарников посредством технологии SpeedTree;
  • большое количество персонажей в кадре;
  • игровая логика создается на Blueprint;
  • C++ код компилируется на ходу;
  • поддержка звуковой коммуникации между геймерами;
  • большое количество редакторов: ИИ, эффектов частиц, анимации, ландшафтов, кат-сцен…

Плюсы:

  • бесплатный для начинающего разработчика;
  • готовый магазин контента, откуда можно загрузить всё необходимое;
  • открытые исходники;
  • работа на множестве платформ;
  • нет необходимости вникать в код;
  • многоцелевой.

Минусы:

  • движок профессиональный, отчего его освоение требует определённых знаний, навыков и времени;
  • нет редакторов для Linux;
  • на слабых ПК комфортная работа не гарантируется.

Один из мощнейших движков, для создания игры на котором даже простой язык программирования не нужно знать. Всё делается в визуальных редакторах.

И это лишь самые популярные движки для создания трехмерных игр.

Нельзя обойти стороной использующийся для разработки мобильных развлечений Unity и REDengine 3, продемонстрировавший свои прелести в Witcher 3.

В этом году предстоит увидеть его четвёртую версию в Cyberpunk 2077.

Профессионалы и не очень

Создание собственного движка — дело крайне сложное, а главное, на это уходит уйма времени. Нередки случаи, когда на движок уходит полтора-два года, а на разработку самой игры — всего год. Так не проще ли всем разработчикам использовать уже готовые платные или бесплатные движки? Зачем мучиться самому, если все уже давно сделано, знай себе раскошеливайся (или, наоборот, экономь)?

: Насколько часто бесплатные движки используются профессиональными разработчиками? В каких случаях? Или подобная практика удел начинающих игростроевцев?

: Все движки условно можно разделить на два класса. Для поддержки форматов/различных сервисов и так называемые комплексные системы. Те, что для поддержки форматов, — это небольшие движки для внедрения в игру файлов различных расширений. Такая технология обычно основана на собственном коде или комплексном движке, не поддерживающем требуемый формат самостоятельно. Комплексный же движок — это общая система библиотек и инструментов, на базе которой можно создавать законченный продукт.

Оба вида движков могут быть как платными, так и бесплатными. Мы в KDV любим создавать и продвигать собственные комплексные технологии, но мы также активно используем и сторонние движки для поддержки нужных форматов и сервисов. Чаще всего это платные технологии — такие, как GameSpy, Bink, DemonWare. Хотя есть и исключения. Например, движки, поддерживающие формат OGG или 7-Zip, бесплатны.

Что касается бесплатных комплексных движков, то полагаю, что опытные разработчики их почти не используют. А вот академический интерес они представляют — мы не упускаем шанса изучить некоторые технологические решения других разработчиков, а в бесплатных движках таких очень много.

Многие начинающие девелоперы наивно считают, что если они покупают движок или берут бесплатный, то это автоматом избавляет их от проблем кодинга, скриптинга и много чего еще. На самом деле это, конечно, не так. Практически всегда движок требует тщательной доработки, в некоторых случаях приходится переписывать его чуть ли не с нуля. И тем не менее базовые наработки — это уже что-то, от них можно отталкиваться, модифицируя ядро движка под свой проект. Ведь основные задачи разработчики уже решили.

: Что проще написать свой собственный движок с нуля или полностью переработать уже существующий бесплатный?

: К сожалению, чаще всего молодые и амбициозные разработчики стараются написать движок с нуля, в то время как профессионалы, напротив, пытаются максимально использовать уже имеющиеся наработки. Если бы сейчас перед нами стоял подобный выбор, то мы бы, конечно, выбрали самые лучшие из бесплатных движков и переработали бы их, соединив все лучшее для использования в своем проекте.

4A Engine

Движок, созданный украинскими программистами из 4A Games специально для их потрясающей тетралогии игр по постапокалиптической вселенной Дмитрия Глуховского. Ядро использует наборы API, использует программный интерфейс OpenGL, а также современные технологии Nvidia, вроде трассировки лучей в реальном времени, HairWorks и PhysX.

Прототип был разработан выходцами из студии GSC Game World за год до появления «Теней Чернобыля», но впервые увидел свет лишь в 2010 году с выходом Metro 2033. Отличительными особенностями 4A Engine можно считать продвинутое динамическое освещение с сотнями источников света в кадре,  мягкие, отлично симулированные ткани, высокую разрушаемость окружения и подвижную дымку с переменной плотностью.

Программы для создания 2D игр

Game Maker

Программа предназначена для создания двухмерных игр без использования языков программирования. Вместо строчек кода подставляются уже готовые действия игровых персонажей. Пользователю остаётся лишь создавать игровые объекты, снабжать их двухмерными спрайтами или анимацией, создавать правила взаимодействия между объектами, расставлять объекты на уровнях. Рисовать графику и анимацию можно прямо в «Game Maker», не используя сторонних программ.

В этой программе отлично получаются игры с видом сверху, и платформеры с видом сбоку.

«Game Maker» будет интересна и продвинутым программистам, возможность добавлять свой программный код здесь так же имеется.

Бесплатный вариант программы ничем не ограничивает обычных пользователей, по сравнению с платной версией «Game Maker Pro». Платная версия открывает доступ к сложным программным модулям, интересным лишь настоящим профессиональным программистам.

Game Makerver. 8.1.140(21.12.2011 г.) Интерфейс: Рус/Англ
Платформа: 2000/XP/Vista/7 32-bit

Construct 2

Очень простой конструктор 2D игр. Знание языков программирования не обязательно.

В отличие от «Game Maker», в «Construct 2» можно создавать игры для iOS, Android, Facebook, Chrome Web Store, Desktop Windows, Windows 8 Apps, Web (HTML5), Kongregate и для множества других платформ.

Это более качественная программа, но и более жадная до денег. Бесплатна программа до того момента, пока вы не захотите продавать свою игру. В этом случае нужно будет купить лицензионную версию. Так же на сайте разработчиков есть специальный магазин, где вы можете покупать строительные ресурсы для своей игры: наборы звуков, музыку, подробные инструкции.

Construct 2Release r126(17.04.2013 г.) Интерфейс: Англ
Платформа: 7/Vista/XP

Бесплатные программы для создания игр

Unity 3D — это игровой движок с возможностями конструктора, который обладает широким функционалом, возможностями для кастомизации. В нём можно создавать игры без программирования, однако они будут весьма шаблонными. Для действительно интересного проекта придётся использовать C# — язык программирования, который применяется в Unity 3D.

Многие заявляют, что для начинающих разработчиков эта программа подойдёт лучше всего. Конечно, она не может похвастаться прекрасной графикой, развитой физикой или искусственным интеллектом (которого, к слову, в Unity нет вообще), но создавать интересные 3d игры в ней можно без получения углубленных знаний.

Русский язык не используется в профессиональном софте, поэтому интерфейс Unity 3D локализован только на английский.

Движок имеет бесплатную лицензию, но распространяется она только на ПК. Чтобы делать игры для смартфонов и консолей, необходимо приобрести лицензию.

 CryENGINE 3 Free SDK — лидер среди всех игровых движков. Показавший себя с лучшей стороны во многих AAA проектах, он доступен для любого пользователя. Создать огромную локацию, наполненную реалистичными реками, лесами и горами в CryENGINE SDK можно за считанные часы. Благодаря наработкам Crytek вы получаете отличную графику прямо «из коробки».

Продвинутая физика частиц, физика автомобилей и столкновений — всё это сильно выделяет этот движок среди аналогов. Работать с ним невероятно просто, даже несмотря на исключительно английский язык интерфейса.

Благодаря тому, что разработчики движка наполнили его примерами локаций, бесплатным контентом и отличнейшей документацией, пользоваться им просто. Чтобы создать собственную игру в CryENGINE 3 Free SDK, не нужно программировать, создавать 3d модели и что-то рисовать. Достаточно просто расставить готовые объекты в нужные места.

3D Rad смотрится достаточно скромно среди AAA движков, но это не делает его плохим. Да, он не поддерживает огромные пространства, а модели с большим количеством полигонов вызывают у него падение FPS, однако, для использования в простых проектах он является лучшим выбором.

Эта программа для создания игр на компьютер проста в использовании, не требует от разработчика наличия мощного ПК, знаний языков программирования, пакетов для моделирования и анимирования. В этом и есть её основное преимущество. На сайте разработчика можно скачать не только сам движок, но и готовые пресеты для него. Среди них есть наборы моделей, скриптов, локаций и даже наброски искусственного интеллекта техники. Для начинающего разработчика это очень полезно. Тем более сайт и вся документация на русском языке, что облегчает изучение и повышение квалификации.

 Unreal Development Kit — настоящий монстр, наполненный самыми современными технологиями. Просто скачав движок, вы сможете опробовать его на примерах локаций, а в дальнейшем пользоваться наработками Unreal в своих проектах. Этот движок вряд ли подойдёт новичкам, но тем, кто хоть немного разобрался в том, какие программы нужны для создания игр, он предлагает массу возможностей.

У UDK есть серьёзное преимущество — программа лояльности к индивидуальным разработчикам. Чтобы пустить игру в продажу, совершенно не нужно оплачивать лицензию. Достаточно просто отдавать несколько процентов владельцам компании. Это позволяет любому человеку войти в мир геймдева.

Используют этот движок те, кто не знаком с языками программирования, ведь в нём есть функционал для графического скриптинга — Blueprint.

Документация по UDK и Unreal Engine по-настоящему обширна. В ней рассматриваются все аспекты создания игр.

 Kodu — это единственный игровой движок из сегодняшнего списка, который локализован на русский язык. Этот факт, а также простейший интерфейс, наличие готовых моделей и уроков привлекает разработчиков к нему.

Использовать Kodu в серьёзных проектах — не самая лучшая идея. Он не поддерживает текстуры с высоким разрешением, шейдеры и высокополигональные модели. Именно поэтому движок зарекомендовал себя как мультяшный. Его часто используют для игр с рисованной графикой.

Стоит отметить, что Kodu имеет максимально низкий порог вхождения. Использовать его могут те, кто совершенно не разбирается в геймдеве. Этому способствует система создания игр без программирования, отсутствие необходимости Hi-poly моделирования. Если вам хочется создать простую, детскую игру, то Kodu — лучший вариант. Его можно освоить за несколько дней, завершив проект в максимально короткий срок.

Construct Classic

Construct Classic — небольшая программа, основной функцией которой является создание игр, 2d-анимационных роликов и мультфильмов. Данный конструктор создан по принципу WYSIWYG. Это значит, что вам не предстоит для создания собственного анимационного ролика подолгу сидеть за учебниками программирования. Все гораздо проще — добавили какой-то объект, включили для него анимацию и он начинает двигаться.

Приложение Construct Classic является бесплатным. Более того, оно имеет открытый код, поэтому разработчики и специалисты в программировании могут настраивать его именно так, как пожелают нужным.

Основные возможности Construct Classic:

  • Система редактирования событий и реакции на них посредством drag-n-drop.
  • Возможность использования огромного количества плагинов.
  • Программа создана на python, но дорабатывать ее можно на C++.
  • Есть возможность подключать пиксельные шейдеры на HLSL.
  • К программе можно подключать готовые исходные коды игр и приложений в формате САР.

Изменения в последней версии

  • Физика: Исправлен баг версии r1, когда физические объекты созданные после старта, могли улететь за экран на высокой скорости.
  • Поведение: Исправлен баг. когда вы не могли спрыгнуть с платформы. Вызван исправлением бага «приземления в воздухе» в версии r1. Оба исправления теперь работают.
  • Установщик: Исправлена проблема с установкой в версии r1.

CryEngine 4

Последняя версия движка от немецкой компании Crytek для шутеров от первого лица.

Самый удачный пример использования – Far Cry.

С 2016 года движок стал распространяться по схеме «заплати, сколько не жалко», но только для игрового использования.

Особенности и возможности:

  • наличие огромных территорий, причем не коридорных;
  • локации создаются без швов;
  • поддержка инверсной кинематики персонажей и транспорта, его взаимодействия с окружающей средой;
  • имитация различных нетвёрдых объектов: ткань, вода;
  • огромный арсенал с уникальными характеристиками каждого вида оружия;
  • скриптовый и командный интеллект;
  • можно изменять параметры ИИ, не имея знаний в области программирования;
  • интерактивное музыкальное сопровождение – музыка соответствует ситуации;
  • полная поддержка звуковой системы 5.1;
  • воспроизведение звуков природы с учётом среды, отражения и поглощения звука;
  • реалистичный эффект жары и пожара;
  • прозрачность стекол – можно видеть, что находится в зданиях;
  • эксплуатация карт высот для получения многоуровневой среды с видимым расстоянием до 2000 м;
  • невероятные возможности работы с освещением и тенями, что отлично демонстрирует Crysis;
  • объемный густой туман и дым для придания атмосферы;
  • наличие необычных физических эффектов (например, нанокостюма).

Рис. 10 – Красоты последней версии CryEngine

Плюсы:

  • многие элементы и объекты созданы в 3ds Max и Maya, отчего их легко редактировать;
  • без знаний C++ можно легко управлять ИИ и интерактивным саундтреком в зависимости от ситуации;
  • реалистичные лица и анимация персонажей;
  • модульность открывает необъятные возможности перед программистами.

Минусы:

  • требователен к аппаратуре;
  • проседания fps;
  • не отзывчивая техподдержка для бесплатной версии;
  • слабая графическая часть при продвинутом технологическом уровне.

https://youtube.com/watch?v=pzXwlbi6nA0

При синтезе стольких технологий на движке выпускается очень мало игр, к сожалению.

Decima

Современное программное обеспечение, спроектированное стараниями голландской студии Guerrilla Games. Decima играючи справляется огромными участками динамической растительности и показывает невероятную детализацию как массивных объектов окружения, так и мельчайших геометрически выверенных текстур.

Возможности движка были впервые продемонстрированы в консольных проектах Killzone: Shadow Fall, Until Dawn и Horizon Zero Dawn. Позднее, его модифицировали стараниями программистов Kojima Productions специально для Death Stranding, которая в итоге благополучно перебралась вместе с Decima на ПК.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий