Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Подготовительный этап

Для начала подготовьте все необходимые компоненты:

  • Спиртосодержащую жидкость (можно водку). Она понадобится для более качественной очистки элементов кулера;
  • Для смазки лучше использовать машинное масло невязкой консистенции. Если оно будет слишком вязким, кулер может начать работать ещё хуже. Рекомендуется использовать специальное масло для смазки комплектующих, которое продаётся в любом компьютерном магазине;
  • Ватные диски и палочки. На всякий случай возьмите их побольше, т.к. рекомендуемое количество сильно зависит от степени загрязнения;
  • Сухая тряпка или салфетки. Будет идеально, если у вас окажутся специальные салфетки для протирания компьютерных комплектующих;
  • Пылесос. Желательно имеющий небольшую мощность и/или имеющий возможность её регулировки;
  • Термопаста. Необязательно, но рекомендуется во время данной процедуры сделать смену термопасты.

На данном этапе необходимо отключить компьютер от сети электропитания, если у вас ноутбук, то также выньте аккумулятор. Поставьте корпус в горизонтальное положение, дабы снизить риск случайного отсоединения от материнской карты какой-либо комплектующей. Снимите крышку и приступайте к работе.

Этап 1: первичная очистка

На данном этапе вам требуется сделать максимально качественную очистку всех компонентов ПК (особенно, вентиляторов и радиатора) от пыли и ржавчины (если таковая появилась).

Следуйте данной инструкции:

  1. Демонтируйте кулер и вентиляторы, но пока не очищайте их от пыли, а отложите в сторону.

Проведите чистку остальных комплектующих компьютера. Если пыли очень много, то воспользуйтесь пылесосом, но только на минимальных мощностях. После очистки пылесосом хорошенькой пройдитесь по всей плате сухой тряпкой или специальными салфетками, убирая оставшуюся пыль.
Тщательно пройдитесь по всем уголкам материнской платы с кисточкой, вычищая частички пыли из труднодоступных мест.

После полной очистки всех компонентов можно приступить к системе охлаждения. Если конструкция кулера позволяет, то отсоедините вентилятор от радиатора.
При помощи пылесоса уберите основной слой пыли с радиатора и вентилятора. Некоторые радиаторы можно полностью очистить только при помощи пылесоса.
Пройдитесь по радиатору ещё раз кистью и салфетками, в труднодоступных участках можно применить ватные палочки. Главное, полностью избавиться от пыли.
Теперь протрите радиатор и лопасти вентилятора (если они металлические) ватными дисками и палочками, слегка смоченными в спирте. Это нужно, чтобы устранить небольшие образования коррозии.

Пункты 5, 6 и 7 требуется провести ещё и с блоком питания, предварительно отключив его от материнской платы.

Этап 2: смазка кулера

Здесь проводится уже непосредственная смазка вентилятора. Будьте осторожны и проводите данную процедуру подальше от электронных компонентов, дабы не вызвать замыкание.

Инструкция выглядит следующим образом:

  1. С вентилятора кулера снимите наклейку, которая расположена в самом центре. Под ней находится механизм, вращающий лопасти.

В самом центре будет находиться отверстие, которое должно быть заполнено засохшей смазкой. Уберите основной её слой при помощи спички или ватной палочки, которую предварительно можно смочить в спирту, чтобы масло легче отходило.

Когда с основным слоем смазки будет закончено, сделайте «косметическую» зачистку, избавившись от остатков масла. Для этого смочите ватные палочки или диск и хорошенько пройдитесь по центральному механизму.
Внутрь оси заливаем новую смазку. Лучше всего использовать смазку средней консистенции, которая продаётся в специализированных компьютерных магазинах. Капайте всего пару капель и равномерно распределяйте их по всей оси.

Теперь место, где ранее была наклейка нужно очистить от остатков клея, при помощи слегка влажных ватных дисков.
Заклейте максимально герметично отверстие оси скотчем, чтобы смазка не выливалась из него.
Покрутите лопасти вентилятора около минуты, чтобы все механизмы смазались.
Аналогичную процедуру проделайте со всеми вентиляторами, в том числе и с вентилятором от блока питания.
Пользуясь возможностью, обязательно поменяйте термопасту на процессоре. Для начала, при помощи ватных дисков, смоченных в спирте, удалите слой старой пасты, а затем нанесите новую.
Подождите около 10 минут и соберите компьютер в исходное состояние.

Если смазка кулера не помогла улучшить эффективность работы системы охлаждения и/или не исчез скрипучий звук, то это может означать только то, что систему охлаждения пора заменить.

Опишите, что у вас не получилось.
Наши специалисты постараются ответить максимально быстро.

Диагностика неполадок

Неисправности напольных и настольных вентиляторов бывают 2-х видов – механические и электрические. Именно на первые простой обыватель не обращает особого внимания, а ведь это ведет к поломке в электрической части прибора. К примеру, если заклинил вал, а оборудование продолжает работать, то это бесспорно вызовет перегрев электродвигателя. Если разбалтывается подшипник, то в будущем повредится обмотка статора.

Перед диагностированием вентилятора в домашних условиях отключите прибор от электропитания. Агрегат часто не включается из-за неисправности шнура или розетки, поэтому в первую очередь к блоку питания подключают любой другой прибор. Если он не включается, значит, виновник – розетка, которую нужно починить.

Чтобы осмотреть внутреннее оснащение вентилятора, разберите его, действуя по следующей схеме:

  1. Снимите основной обод.
  2. Открутите на защитной сетке крепежи и снимите её переднюю часть.
  3. Отсоедините пропеллер с лопастями. Особенность – в вентиляторах пропеллер крепится при помощи гайки с левосторонней резьбой, которая прикручивается к валу электродвигателя. Следовательно, откручивают крепеж по часовой стрелке, а закручивают наоборот.
  4. Уберите защитную сетку сзади, откручивая гайку.
  5. Открутите 4 винта.
  6. Снимите весь крепежный материал с кожуха мотора и уберите панель. Не забудьте о болте, который располагается на рукоятке, регулирующей вращение корпуса. Если этого не сделать, не откроется доступ к двигателю.
  7. Снимите заглушку с задней стороны прибора.
  8. Открутите шуруп.
  9. Доступ к двигателю открыт.

Так как поломка часто связана с недостатком смазки, обязательно капните несколько капель технического масла на втулку.

Проверните вал сначала в одну, потом в другую сторону для лучшего впитывания смазочного материала. После этого соберите вентилятор в обратном направлении, включите прибор и проверьте на работоспособность.

Более наглядно про то, как разобрать вентилятор и провести диагностику неисправностей смотрите в этом видео:

Механические неисправности

Чтобы обнаружить неисправности механической части вентиляторного устройства, обратите внимание на такие проявления:

  • посторонние звуки (шумы, свисты, скрипы и т. п.);
  • медленная скорость вращения лопастей при работе;
  • трудности с вращением пропеллера при выключенном вентиляторе.

Проблемы в электрической части

Неисправность в электрике проявляется следующими признаками:

  • запах гари;
  • невозможность запуска агрегата;
  • замедление скорости работы пропеллерного механизма при включенном приборе;
  • срабатывание автоматических защитных выключателей (если они предусмотрены).

Способ 2: Смазывание

Другой распространённой причиной шума является недостаточная смазка вращающихся деталей. Устранить эту проблему помогут шприц, отвёртка и пинцет. В качестве смазывающего средства подходят:

  • синтетическое автомобильное масло;
  • масло для смазки швейных машинок;
  • силиконовая смазка;
  • антикоррозийный препарат WD-40.

Чтобы смазать кулеры, понадобится обеспечить к ним удобный доступ, для чего придётся частично разобрать системный блок. О том, как это сделать, коротко написано в предыдущем способе.

  1. Снимаем кулер с радиатора, стараясь не повредить крепление.
  2. Аккуратно отделяем наклейку на тыльной стороне вентилятора.

  3. Закапываем 3–4 капли смазывающего вещества в отверстие.

  4. Двигаем крыльчатку вверх-вниз несколько раз, чтобы распределить жидкость внутренним поверхностям деталей, и затем прокручиваем лопасти около 5 секунд.

  5. Возвращаем наклейку на место.

Можно ли разбирать кулер самостоятельно или лучше вызвать специалиста

При правильном использовании в штатном режиме сломать кулер практически невозможно. Причины его поломки обычно кроются в отсутствии профилактической чистки. И если от накипи большинство пользователей ещё очищают устройство, то до пыли обычно добирается не каждый. От неё необходимо очищать кулер как снаружи, так и внутри. Проводить эти работы можно как самостоятельно, так и с помощью мастера. К последнему обычно прибегают, когда кулер используется не в домашних условиях. Однако если вы никогда не прибегали к подобному делу, да и вообще, редко общаетесь даже с отвёрткой, то лучшим вариантом будет отказаться от идеи самостоятельно разобрать кулер. Вызов мастера обойдётся куда дешевле полной замены устройства или же исправления ваших ошибок.

Советы по поддержанию чистоты аппарата

Чтобы ухаживать за устройством было проще, придерживайтесь рекомендаций специалистов. Предохранят от возможных ошибок и продлят срок службы кулера следующие советы:

  • не применяйте для обработки поверхности средства, в составе которых есть абразивные компоненты;
  • заполняйте холодной водой бачки только после их полного остывания;
  • регулярно дезинфицируйте место соединения тары и токоприемника. Приобретите для этого специальные средства на антибактерицидной основе;
  • располагайте кулер таким образом, чтобы на него не попадали прямые лучи солнца. Они разрушают материал, из которого сделано устройство. Кроме того, нагрев стенок кулера негативно отражается на качестве воды и провоцирует ее цветение;
  • в процессе обработки используйте латексные перчатки;
  • поддерживайте чистоту бутылеприемника — мойте его один раз в три дня. Делайте это влажной салфеткой;
  • один раз в семь дней мойте поддон и сливайте с него остатки жидкости. Очищайте краны;
  • снимите защитную бумагу, иначе ее фрагменты попадают в воду.

Совет! После того, как закончите уборку, тщательно вымойте руки, и только после этого прикасайтесь к новой бутылке.

А вот что делать категорически запрещается — использовать водопроводную воду. В кулере нет фильтров, которые очищают жидкость от вредных примесей. Вода с крана образует накипь в резервуаре с горячей водой.

Как разобрать кулер компьютера

Кулеры, установленные для охлаждения процессора, блока питания, видеокарты по конструкции устроены одинаково. Только отличаются способом крепления, габаритными размерами и производительностью. Поэтому разбираются и смазываются любые, установленные в компьютере кулеры по одинаковой технологии.

Чтобы смазать кулер его необходимо снять с радиатора и разобрать. Без снятия кулер смазать невозможно, так как сторона доступа к месту смазки обычно прижата к радиатору. На радиатор процессора кулер зачастую крепится на защелках, которые на первый взгляд незаметны. Об одном из распространенных вариантов крепления кулера на радиатор процессора можете почитать в статье .

Чтобы разобрать кулер для смазки, нужно со стороны, к которой подходят провода, аккуратно отклеить этикетку, которая приклеена липким слоем. Отдирать ее, чтобы не повредить, следует медленно.

В некоторых образцах кулеров установлена резиновая пробка. Для того чтобы ее вынуть, нужно поддеть пробку за край острым инструментом и извлечь. Это легко сделать, так как пробка просто вставлена с натягом.

Крыльчатка в корпусе кулера удерживается плоской пластиковой разрезной шайбой, зафиксированной в проточке оси. Для того, чтобы вынуть крыльчатку для смазки подшипника эту шайбу нужно снять.

Извлекать шайбу надо очень осторожно двумя инструментами. Разрез на глаз незаметен и нужно иглой, слегка надавливая, вести по кругу шайбы, пока не зацепите за место разреза

Маленькой отверткой прижимаете шайбу рядом с местом разреза с одной стороны, а шилом или иголкой поддеваете за другую сторону от места разреза и извлекаете по кругу шайбу с паза.

Делать эту операцию надо осторожно, чтобы не поломать и не потерять шайбу. Случается она улетает и приходится долго искать

Без этой шайбы кулер работать не сможет, так как крыльчатка не будет закреплена.

Извлекается резиновое колечко и вынимается крыльчатка. С ее оси снимается еще одно резиновое колечко.

У давно работающего кулера резиновые колечки могут быть полностью истерты и на месте их установки остались только продукты износа. К сожалению, такие резиновые колечки как запчасти не продаются, а без них даже смазанный подшипник кулера может издавать шум из-за продольного смещения оси крыльчатки во время работы. Если есть старые кулеры, можно попробовать колечко снять с них, может они уцелели. Обычно большему износу подвергается резиновое кольцо, установленное у фиксирующей шайбы, так как при работе кулера все давление ложится на него.

Если в кулере уцелело одно из колечек, то его нужно при сборке кулера установить на ось крыльчатки перед фиксирующей шайбой. В таком случае вполне возможно кулер будет работать тихо. В противном случае придется смириться с шумом или заменить кулер новым. Как заменить кулер, в том числе и нестандартных, о переделки разъема для подключения к питанию и цветовой маркировке проводов подробно изложено в статье «Как заменить кулер процессора, видеокарты, блока питания компьютера».

Вытяжной вентилятор

Эти вентиляторы установлены внутри кухонных вытяжек, служат для выведения загрязненного воздуха. Основная проблема в работе такого агрегата – это грязь. При эксплуатации вытяжки внутри оседает много грязи и мусора. Это приводит к посторонним шумам вовремя работы вытяжки, а также к возникновению неприятных запахов. Чистку приборов для вытяжных систем, как и всей вытяжки в принципе, рекомендуется проводить, по меньшей мере, один раз в год.

Сложность разбора вытяжного устройства заключается в том, что до самого вентилятора еще надо добраться. Он находится в середине вытяжки, поэтому не разобрав ее, не разберешь вентилятор.

Для разбора вытяжного вентилятора также потребуются только отвертки, соответствующие болтам, крепящим основные элементы вытяжки.

Итак, алгоритм разборки вытяжки и вентилятора:

  • Выключить подачу электропитания к вытяжке.
  • . К вентилятору можно подобраться только с верхней стороны, которая крепится к трубе. Вытяжку нужно отсоединить. Она может быть прикреплена к трубе непосредственно, или же, например, к шкафу. Крепится вытяжка соединяется болтами, значит для отсоединения нужна соответствующая отвертка.
  • Положить вытяжку на стол. Снять решетку с нижней части. За ней откроется сам вентилятор.

Кожух

  • Снять защитный кожух механизма. Рабочий механизм, лопасти и двигатель защищены покрывающим кожухом, который прикреплен к корпусу шурупами. Положить вытяжку чтоб была видна верхняя сторона. На ней нужно найти шурупы, скрепляющие кожух с корпусом. Эти шурупы могут быть плохо заметны из-за грязи, поэтому необходимо внимательно осмотреть корпус. Должно быть, как минимум, 4 шт.
  • Перевернуть отсоединенный кожух. За ним находится, собственно, сам вентилятор. Рабочий лопастной элемент крепится к кожуху одним болтом по оси верчения. Иногда может быть прикреплен гайкой.
  • После снятия рабочего элемента открывается доступ к двигателю. Он присоединен к корпусу аналогично двигателю вентилятора для ванной – двумя болтами с тыльной стороны. На болтах могут быть защитные резиновые колпаки.

После отсоединения двигателя можно приступить к чистке кожуха, корпуса, рабочего элемента и т.д

Перед обратной сборкой важно проверить соединительные узлы на наличие коррозии во избежание их разрушения под собственной массой вытяжки. Если сравнить алгоритм с разборкой вентиляторов для ванной, то в данном случае не придется ничего отрывать, и, соответственно, приклеивать

Все соединяется болтами, а, значит, может быть разобрано без разрушения.

Крепление рабочего механизма

Плохо работает кулер? Причина не всегда в нем

Один из признаков износа вентилятора ноутбука мы уже выяснили – это шум, который не устраняет ни смазка, ни очистка. Второй признак – неэффективное охлаждение, но с ним не всё так однозначно. В том, что ноутбук плохо охлаждается, иногда виновата не вертушка, а другие явления и вещи.

На стопроцентную неисправность вентилятора указывает следующее:

Видимая механическая поломка крыльчатки (подвижной части кулера с лопастями, которая показана на картинке ниже).

  • Тугой ход крыльчатки, который ощущается при попытке повернуть ее вручную.
  • Неустранимое механическое препятствие вращению крыльчатки.
  • Остановки вращения вентилятора при шевелении его кабеля (залом или отхождение контактов).

В этих ситуациях замена вентилятора будет самым простым и правильным решением. Хотя, если причина только в кабеле, чаще всего можно обойтись несложным ремонтом.

На то, что в проблеме виноват не вентилятор, а что-либо другое, указывают такие симптомы:

  • Кулер вращается с высокой скоростью, но из решетки вентиляции выдувается холодный воздух. Причиной может быть неправильная установка или поломка металлических частей системы охлаждения.
  • Кулер, судя по шуму, вращается быстро, но воздух наружу не выходит. Причина – закупорка вентиляционных отверстий на корпусе аппарата спрессованной пылью.
  • Кулер крутится с постоянной высокой скоростью, которая не падает при снижении нагрузки на процессор и другие охлаждаемые устройства. Причина – некорректное управление.
  • При выключении ноутбука вертушка делает рывок или 1-2 оборота и останавливается. После этого ноутбук сразу выключается. Причина – короткое замыкание в устройствах аппарата, неисправность в силовых цепях.

Очевидно, что в этих ситуациях замена кулера не поможет, так как источник неисправности не в нем.

А в следующих случаях причина может крыться как в самом кулере, так и в системе его управления или окружении:

При включении ноутбука на экране отображается сообщение о проблемах в системе охлаждения: «System Fan », «System Fan Failure» и т. д. Виновником чаще оказывается изношенный вентилятор, но иногда это вызвано сбоем в его управлении или физическим препятствием вращению (механический стопор, магнитное поле расположенного рядом динамика и т. д.).

Методика для ноутбука

Если вы решились самостоятельно почистить лопасти вентилятору, разберите свое устройство. Предварительно узнайте, где находится кулер. Будьте аккуратны, постарайтесь, снимая его, ничего не погнуть. Небольшие медные трубки очень хрупкие, поэтому старайтесь их не задевать.

Прежде чем в домашних условиях разбирать ноутбук или нетбук, рекомендуется ознакомиться с инструкциями. Для compaq, hp, asus, acer, packard bell, sony, dell, dns они могут быть различными. Даже в некоторых моделях от одного производителя методика разборки может быть различной. Для hp pavilion g6 не стоит брать инструкцию от g2, g7, g62 или dv6. Для acer aspire не стоит опираться на рекомендации по k53s, x55a.

Вам понадобятся:

  • Баллончик со сжатым воздухом.
  • Ватные палочки.

Не разбирая саму систему охлаждения, аккуратно пройдитесь по ней ватными палочками, стараясь не пропустить ни сантиметра. Сами лопасти можно протереть ватными дисками, но очень аккуратно. Остатки грязи удалите с помощью баллончика.

Кстати, не пытайтесь разбирать кулеры на ноутах — на некоторых, например, на асус аспире, они неразборные.

Как снять кулер на процессоре, блоке питания и видеокарте

При очистке системы охлаждения процессора необходимо соблюдать повышенную осторожность, чтобы не повредить чип и окружающие его элементы. Существует несколько вариантов крепления вентилятора к радиатору процессорного блока: на защелках, при помощи болтового соединения и несъемные конструкции

В последнем случае можно только выполнить поверхностную очистку и выдувание пыли. Если кулер закреплен защелками, достаточно при помощи плоской отвертки их немного отогнуть и вытащить вентилятор из так называемых «замков». При болтовом креплении достаточно разобрать конструкцию при помощи отвертки. После этого отключите кабель от гнезда на материнской плате, запомнив его правильное расположение.

Чтобы снять и подготовить к чистке вентилятор блока питания необходимо полностью демонтировать блок питания, предварительно отсоединив все разъемы от «материнки», жестких дисков и других компонентов. После этого отверткой откручиваются болты крепления, расположенные на задней части «системника». После извлечения блока питания необходимо аккуратно снять с него крышку (крепится специальными саморезами), обеспечив доступ к кулеру.

Для доступа к вентилятору видеоадаптера лучше всего вытащить его из PCI-разъема и уже на столе приступить к его разборке и чистке. Остальные вентиляторы, расположенные на стенках системного блока, снимаются без особых проблем, так как они закреплены к корпусу болтами или специальными легкосъемными фиксаторами. Перед профилактикой их также необходимо отключать от разъемов питания.

Неисправности вентиляторов в системах охлаждения автомобилей

Вентилятор включается датчиком, расположенным в системе охлаждения. Реагируя на сигнал, кулер (охладитель) включается и направляет дополнительный поток воздуха для снижения температуры жидкости и мотора. Ряд сбоев связан не поломками самого вентилятора, а с работой электронных датчиков, чутко реагирующих на изменения в системе.

Часто щелкает реле вентилятора

Часто щелкает реле вентилятора в автомобильных системах охлаждения. Причиной может быть, как окисление контактов реле, так и скачки температуры, вызывающие его срабатывание. Диагностике подвергаются:

  • датчик;
  • проводка;
  • цепь у контроллера на управление вентилятором.

Поломка может вызвать повреждения двигателя, так как некорректная работа датчиков вызывает неправильную постановку угла опережения зажигания.

Вентилятор системы охлаждения

Первым делом необходимо заехать на диагностику и прозвонить сканером узлы. При обнаружении поврежденного сегмента, его нужно заменить, установив новый.

Частое включение вентилятора охлаждения

Часто включается вентилятор охлаждения. Нормальным считается, когда периоды простоя вентилятора превышают продолжительность его работы. Если же этот алгоритм нарушается, причины могут быть следующие:

  • засорение системы охлаждения;
  • понижение уровня охлаждающей жидкость в радиаторе;
  • неисправен термостат;
  • не работает помпа;
  • наличие воздушных пробок.

Засорение системы охлаждения

Необходимо промыть термостат и радиатор, долить охлаждающую жидкость, проверить работоспособность помпы водяного насоса и заменить ее при необходимости. Пробки воздуха в радиаторе выгоняют подачей напора сжатого газа. При неисправности датчика, если температура его включения не совпадает с паспортными показателями, нужно заменить прибор.

Не работает вентилятор кондиционера

Причинами, почему не работает , могут быть следующие:

  • неисправна муфта на основном вентиляторе;
  • окислились контакты реле выключателей;
  • перегорели предохранители;
  • окислились клеммы массы питания;
  • недостаточный уровень хладагентов;
  • окислились щетки якоря.

Ремонт вентилятора кондиционера

Лучше заехать к электрику в сервис, чтобы он с мультиметром обследовал состояние кондиционера и выяснил причину поломки.

Снижение температуры запуска вентилятора

В жаркое время года заводские настройки реле включения вентилятора не позволяют полноценно эксплуатировать автомобиль. В пробках двигатель может начать кипеть, что приводить к более серьезным поломкам.

Перепрошивка ЭБУ

Для того, чтобы снизить температуру включения вентилятора можно применить следующие способы:

  • перепрошить настройки ЭБУ при посещении сервиса;
  • залить антифриз с более высокой температурой кипения, например, 120 градусов;
  • проверить уровень давления и герметичность крышки бачка;
  • поставить маршрутный компьютер с возможностью регулировки температуры включения вентилятора или кнопку принудительного включения.

Более низкая температура позволит запускать вентилятор раньше, что скажется положительно на работе двигателя.

Произвольное включение вентилятора

Вентилятор радиатора должен включаться при высокой температуре двигателя, для его остывания. Однако, иногда происходит произвольное включение устройства, при том, что датчик термостата показывает комфортную температуру в 25-35 градусов.

Забитый воздушный фильтр

Причинами этого могут быть следующие:

  • некачественное топливо, присадки в котором снижают температуру вспышки в двигателе;
  • недостаточный уровень антифриза;
  • забит воздушный фильтр;
  • включен климат-контроль;
  • отказал термовыключатель кулера.

При подозрении на некачественное топливо, нужно замерить температуру выхлопных газов. Сильно загрязненный радиатор промывают обычной водой из шланга.

Следует заехать на диагностику, проверить работоспособность терморегулятора. При необходимости долить или заменить антифриз.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий