Советы и упражнения для развития внимания

Метод Николая Ягодкина

Технология по улучшению памяти Николая Ягодкина, способна помочь людям стать умней, лучше запоминать информации.

Николай Ягодкин заставляет включать в работу ту часть мозга, которая отвечает не за логику, а за образы и эмоции.

Первое, что рекомендует Ягодкин, при изучении иностранных языков, каждое слово ассоциировать с какой-то картинкой или целым образом.

Если хотите быстро запомнить написание слов, то упирайте взгляд в потолок, потом представляйте, как пишется слово красным цветом. Потом по буквам вспоминайте значение этого слова. Но это только часть техники Ягодкина. В сети вы найдете его лекции и семинары на эту тему.

Выдающийся детский психолог Л.А. Венгер, предлагает произвести диагностику умственных способностей. Используя его методику, можно самому себе сделать диагностику.

Тренажеры для развития внимания онлайн

6 упражнений на концентрацию внимания

Навык концентрации внимания является тренируемым. Такой навык очень полезен, ведь последовательное решение задач предполагает значительно более высокое качество их решения. Развитие концентрации внимания доступно практически каждому человеку.

Для эффективной тренировки первое с чего нужно начать это определить время на ежедневные тренировки. При этом на время тренировки необходимо сконцентрироваться именно на ней. В это время не должно быть отвлекающих факторов – домашние дела, дети, телевизор, телефон и так далее.

Для начала можно выполнять несколько простых упражнений по полчаса в день примерно по пять минут на каждое.

Концентрируйтесь на линии

На листе бумаги карандашом медленно чертить линию, концентрируя внимание только на ней. Как только в мыслях появляется что-то другое, отметить на линии всплеском (наподобие кардиограммы)

Продолжать линию в течение нескольких минут. Со временем пиков кардиограммы будет становиться меньше.

Вспомнить все

Вспомнить подробно все, происшедшее за день, как прошло утро, что было по дороге на работу, какие были встречи, о чем разговоры, какие выполнены дела. Все это нужно «прокрутить» в мозгу как будто кинофильм.

Концентрированное чтение

Взять книгу, газету, журнал и внимательно читая, контролировать свои мысли. Ловить себя если мозг отвлекается на другие мысли. Усилием воли возвращать сознание к содержанию книги.

Внимательное наблюдение

Встать у окна и внимательно понаблюдать за чем-либо на улице – движущимися облаками, луной, колышущимися деревьями, движущимися автомобилями и так далее. При этом думать только о том, за чем ведется наблюдение. Если мысли «уходят» в сторону заставлять себя возвращаться к объекту наблюдения. Достаточно начинать с пяти минут концентрации, затем увеличить продолжительность этого упражнения до 10-15 минут.

Отвлечься от всего

Для этого сесть, расслабить все мышцы, закрыть глаза и ни о чем конкретном не думать. Мысли должны хаотично перескакивать с одного на другое. Если в мозгу появилась и задержалась мысль о чем-то конкретном, усилием воли отвлечься от нее.

Игры на внимание для детей 10 лет

Разработчики компьютерных игр предлагают эффективные упражнения для тренировки памяти и концентрации внимания.

Таблицы Шульте

Это таблицы со случайно расположенными цифрами или буквами. В задачу испытуемого входит быстрое нахождение данных объектов в требуемом порядке. Простейшая таблица Шульте представляет собой квадрат из 25 полей (5х5). Упражнения с такими таблицами улучшают периферическое восприятие и служат для обучения скорочтению.

Пятнашки

Игра представляет собой квадратную доску, разделенную на 16 полей (4х4). В распоряжении игрока 15 пронумерованных костяшек (от 1 до 15), которые можно двигать вверх, вниз, вправо и влево на 1 поле. Одно из полей всегда остается свободным. Цель игры – расположить костяшки по порядку от 1 до 15.

Пространственное скоростное сравнение

Эта игра улучшает память, учит концентрировать внимание, ускоряет реакцию. На экране показывается фигура, которую нужно как можно быстрее сравнить с предыдущей

Если фигуры совпадают, нажимается кнопка “Да”, если они различны – кнопка “Нет”.

Числовой и буквенный охват

На дисплее демонстрируется набор букв или чисел в случайном порядке, которые игрок должен запомнить в строгой последовательности, а затем ее восстановить. Игра начинается с 2 цифр, затем их становится 3, 4 и т. д.

Запоминай и прокликай

От игрока требуется восстановить последовательность чисел в порядке их возрастания в предлагаемой таблице. Упражнение эффективно тренирует пространственную память.

Сложное скоростное движение

Игрок быстро сравнивает текущий предмет с предыдущим. В его распоряжении 3 варианта ответа: “Да”, “Нет” и “Частично совпадает”. При 3 неправильных ответах игра прекращается.

Быстрое сложение

Цель игры – выбрать правильные слагаемые, сумма которых будет равна заданному числу. На каждом следующем этапе это число увеличивается.

Бриллианты

Игровое поле состоит из поделенного на ячейки пространства. Игроку необходимо запомнить последовательность появления закрашенных областей и после сигнала воспроизвести их по мере появления.

3 назад

Здесь требуется запомнить текущую последовательность цифр и сравнить ее с той, которая была показана раньше (например, 2 или 3 карточки назад). Для ответов есть 2 кнопки: “Да” и “Нет”. Сложность игры в том, что задания постоянно меняются.

Общие правила развития внимания

Внимание – сосредоточенность восприятия на конкретном объекте. Оно обладает такими свойствами:

  • устойчивость;
  • переключаемость;
  • объем;
  • распределение;
  • концентрация.

Для успешной учебы ребенка или деятельности взрослого человека необходимо развивать все его свойства, но особенно важно научиться концентрировать внимание. Концентрация внимания – максимальная направленность познавательных процессов на один объект или предмет деятельности без отвлечения на какие-либо внутренние или внешние раздражители. Неспособность к концентрации на объекте, частая отвлекаемость и утомление свидетельствуют о рассеянности

Неспособность к концентрации на объекте, частая отвлекаемость и утомление свидетельствуют о рассеянности.

Развитию внимания будут хорошо способствовать непродолжительные занятия с выполнением определенных техник и упражнений, но для того чтобы они имели эффективность, нужно придерживаться определенных правил.

Создавайте себе дополнительную мотивацию. Приступая к выполнению какого-либо задания, нужно дать установку, что на данный момент оно является самым важным из всех дел, остальные могут подождать. Для усиления мотивации лучше заранее подумать о том, какую выгоду можно получить, когда выполненная задача будет решена.

Если нужно замотивировать ребенка, то желательно обговорить с ним небольшое вознаграждение, которое он получит при успешном выполнении работы. Это может быть кое-что из сладкого или более поздний отход ко сну, разрешение поиграть в какую-либо компьютерную игру или совместное творчество. Зная интересы своего ребенка, придумать поощрение несложно.

Пейте много воды. Учеными доказано, что для активизации мозговой деятельности необходимо своевременное поступление в организм воды. Из-за общего недостатка жидкости у людей могут возникать некоторые нарушения внимания. Взрослому человеку рекомендуется выпивать 8-9 стаканов чистой питьевой воды в течение дня, ребенку школьного возраста – 5-6 стаканов.

Управляйте второстепенными задачами. Нужно научиться четко расставлять приоритеты, выполняя в первую очередь важные дела, оставляя менее значимые, которые не требуют быстрых решений или действий, на более поздний срок. При выполнении заданий следует стараться не отвлекаться на незначительные внешние факторы (шум за окном, звук телевизора в соседней комнате и т. п.), чтобы быстрее закончить начатое задание и перейти к другим обязанностям.

Не нужно стремиться к тому, чтобы одновременно выполнять несколько дел. Выполнение нескольких заданий сразу может не лучшим образом отразиться на конечном результате. Специфика работы мозга такова, что он может по максимуму сконцентрироваться на выполнении какой-либо умственной задачи даже за один подход. Но работа в системе многозадачности подразумевает частое переключение внимания, а это снижает сосредоточенность при выполнении главного задания

Если человеку необходимо выполнить несколько заданий, требующих напряжения умственной деятельности, то лучше составить ранжированный список по степени важности и четко его придерживаться

Освойте культуру перерывов. В любой длительной работе перерывы просто необходимы, но они должны быть правильными, дающими усталому мозгу отдых и способствующими дальнейшему сосредоточению внимания. Перерыв нужно делать после выполнения одного задания, а при большом объёме – после завершения его логической части, и он обязательно должен сопровождаться небольшой двигательной активностью. В идеале это прогулка на свежем воздухе, но если нет возможности, то можно выполнить простые физические упражнения или банально перейти из одной комнаты в другую. Снять напряжение с глаз поможет гимнастика для глазных мышц или направление взгляда через окно на отдаленные предметы.

Развитие внимания у взрослых

Какое бывает внимание

Упражнение 1. Сапёры

Про корректурные пробы когда-нибудь слышали? Я о них узнала на собрании в школе. Это упражнение порекомендовала делать с детьми учительница начальных классов. Сказала, что это, пожалуй, самый мощный инструмент для развития внимательности у детишек.

В чем суть? Нужно произвести определенные действия (вычеркнуть, подчеркнуть, обвести и т.п.) с символами, которые ты видишь перед собой. Но сначала эти символы нужно отыскать. Сложно объяснить это словами. Проще один раз увидеть и все станет понятно. Так что внимательно посмотрите на картинку.

Здесь стояла задача, найти и подчеркнуть в тексте букву «е», и зачеркнуть букву «а». Мы с детьми называем это упражнение «Сапёры». Искомые буквы – это как будто мины, которые нужно обезвредить определенным способом.

Для проведения корректурных проб можно использовать старые книги или журналы и искать буквы прямо в тексте.

Если ребенок еще дошкольник и не знает букв, то можно использовать пробы с различными символами: картинками, стрелками, смайлами и т.п.

Начинать лучше с чего-нибудь попроще. Например, попросить зачеркнуть все звездочки.

А потом задания можно усложнять. На картинке ниже дан образец и задание. В каждый ромб нужно поставить точку, в кружочках поставить минус, в квадратах — галочку, а в треугольниках плюс.

Самым отважным и отчаянным юным сапёрам можно предложить выполнять эти упражнения на время.

Как повысить внимание?

Известно, что человеку свойственны два основных вида внимания – это непроизвольное и произвольное внимание. Если задатки первого вида внимания даются от рождения, то второе нам необходимо усиленно развивать

Рассмотрим этот вопрос подробно.

Произвольное

Его повышение напрямую связано с осознанием того, что человек должен учиться и трудиться. Для этого ему нужно включать определенный вид своей умственной деятельности. Например, когда младшие школьники становятся членами коллектива, то они всегда стараются достичь успеха и выделиться тем самым перед своими товарищами. Такие действия направлены на стремительное развитие внимательности

Нужно учесть, что произвольное внимание является осознанным. При этом все образовательные методы направлены только на его развитие и на развитие интеллекта

Очень важно, чтобы ребенок осознавал этот процесс и понимал, что учение – работа, необходимая для развития любой личности. Поэтому ему нужно дать возможность ребенку понять окончательную цель его обучения, чтобы он смог воочию представить будущие результаты своего же труда

Итак, ребенок при обучении должен иметь определенный интерес, а чтобы он не пропал, ему нужно знать о пользе конечного результата. Например, ученик должен понимать, что его успешное обучение в школе будет способствовать поступлению в престижный ВУЗ, после которого он может устроиться на высокооплачиваемую работу.

Помните: чтобы выработать произвольное внимание, взрослым (учителям и родителям) необходимо действовать систематически и последовательно. Воспитание, основанное только на привлечении непроизвольного внимания, не даст нужного положительного эффекта

Также не даст нужного эффекта и процесс воспитания, который рассчитан только на привлечение произвольного внимания. В этом случае ребенку просто надоест учиться.

Непроизвольное

Воспитание непроизвольного внимания основывается на умении сосредотачиваться на различной информации, сопоставлять факты и т. д. С раннего детства родители должны ознакомить свое чадо с окружающим миром, а именно – учить реагировать на изменчивость объектов и явлений, которые происходят вокруг. Тогда процесс обучения станет привлекательным

У ребенка будут проявляться эмоции, и непроизвольное внимание начнет стремительно развиваться

Поэтому обучающие программы должны быть яркими и наглядными. Например, чтобы показать красоту природы, учитель должен привлечь для этого картины, которые были созданы общепризнанными художниками. Для показов природных явлений можно использовать различные интересные опыты и практические работы.

И помните о том, что именно в младшем возрасте наглядное обучение имеет особый и важный смысл. Однако именно этот вид обучения требует соблюдения ряда условий. Например, необходимо сначала поставить конкретную задачу и решить ее, а уже потом произвести некоторые сравнения и обнаружить другие способы решения этой же задачи. Постепенно дети научатся замечать ту информацию, которая требует внимательности. Именно таким же образом они смогут определять существенные и главные элементы, которые содержатся в проблеме.

Например, предлагаемый для изучения материал должен быть очень ярким по своей форме и богатым по содержанию. Таким образом он сможет вызвать интерес и пробудить мыслительную деятельность. Только тогда ученики задумаются над решением проблемы. Большую роль в развитии интеллекта играет общий культурный уровень, так как именно он способствует развитию непроизвольного внимания.

Особенности скорочтения

Развить внимательность можно при помощи данного простого способа в домашних условиях. Скорочтение дает множество плюсов при его выполнении

Помимо того, что вы разовьете внимание, вы еще сможете стать и умным человеком с очень хорошей памятью

Но для начала нужно разобраться в самой технике чтения. Данный процесс происходит так. Вы смотрите на слова (обычно это пара), и у вас в сознании происходит фиксация. Занимает данный процесс около четверти секунд. А дальше происходит перемещение взгляда на другое словосочетание. Случается скачок, и он занимает доли секунды. После нескольких повторений у вас в голове вырисовывается фраза.

Улучшить результат можно, если заняться скорочтением. Есть 4 основные техники скорочтения.

  • Когда индивид ведет глаза вдоль строк с определенным интервалом при помощи указательного предмета (заточенной палочки). Тем самым исключается путание месторасположения строчек.
  • Беглое чтение подразумевает выделение основных частей в тексте. Вы так не научитесь читать быстрее, но научитесь определять те строчки, которые не важны и их можно перескочить.
  • Текст разделяется на части при помощи метода быстрой визуализации. Здесь полностью отсутствует движение глаз.
  • При помощи периферического зрения можно охватить большой текстовый объем. Так исключается лишнее движение глаз, и тем самым вы исключаете на них нагрузку.

Однако можно и не добиться желаемого результата при скорочтении. Здесь все зависит от индивидуальных особенностей человека и от анатомических возможностей. Если у вас плохое зрение, то эффект от чтения снизится. Оперативная память также имеет огромное значение. Если она не натренирована, то вы можете увидеть сразу тысячу слов, но не усвоите прочитанный материал.

А нужно ли использовать скорочтение? Нужно, если вы хотите изучить материал, не требующий особого внимания, и для его усвоения не требуется применение глубокой мыслительной деятельности. Например, вы знаете рецепт блюда, но вам нужно уточнить некоторые подробности.

Как часто нужны тренировки?

Советы специалистов

Чтобы научить ребенка быть более внимательным и выработать навык концентрации внимания, следует:

  • заниматься регулярно, без долгих пауз;
  • предлагать разнообразные задачи, учитывая интересы ребенка;
  • исключить влияние внешних раздражителей, на которые ребенок будет отвлекаться;
  • четко и кратко объяснять задание, убедившись, что ребенку все понятно;
  • не делать замечаний и не оставлять комментарии, когда ребенок сосредоточен на упражнении;
  • не ругать при неудачах и ошибках.

Кроме того, психологи и учителя отмечают, что снижение внимания и ухудшение памяти могут быть симптомами переутомления. Если у ребенка плохо организован режим дня, он спит меньше положенной по возрасту нормы (для 9–10 лет это 9–11 часов), перегружен дополнительными занятиями, мало гуляет или неполноценно питается, это непременно скажется на состоянии его нервной системы.

О том, как повысить внимание школьника, смотрите в следующем видео

Простые задания

Чтобы развить внимание и память у детей 10 лет, можно использовать такие игры и задания:

  • описывать по памяти персонажа только что прочитанной сказки или истории;
  • разучивать песни, не читая их текст, а на слух;
  • искать отличия на 2 похожих картинках;
  • положить в мешочек несколько предметов, а потом угадывать на ощупь, что именно попалось под руку;
  • восстанавливать правильный порядок предметов или картинок после их перемешивания;
  • обводить определенные цифры или буквы;
  • раскрашивать определенные фигуры;
  • искать на рисунке заданные предметы;
  • угадывать правильные слова, если в заданном слове перепутаны слоги;
  • читать слова наоборот;
  • повторять движения за взрослым;
  • перечислять предметы в комнате, название которых начинается с заданной буквы;
  • разгадывать кроссворды.

Это далеко не все варианты занятий, способствующих развитию внимательности, улучшению памяти и других психических процессов. Если включить фантазию, то можно придумать десятки увлекательных игр, во время которых ребенок будет активно усваивать, запоминать и воспроизводить информацию.

Какие средства помогут улучшить память

Хорошую память будут иметь только те люди, которые выполняют простые рекомендации:

  • Необходимо наладить хороший сон. Невыспавшийся человек вообще ничего не помнит.
  • На работе чередовать процесс, например, написание текстов с переговорами.
  • Физически умеренно нагружать свой организм.
  • Правильное питание. Советы диетологов: улучшить мозговую деятельность помогут орехи, семечки, рыба, отруби, черника, черная смородина, морепродукты, морковь с изюмом, заправленная сметаной, печеный картофель, сыр, творог, горький шоколад, сухофрукты, бананы.
  • Хороший отдых на природе, на море, в горах. Дефицит кислорода замедляет мышление, снижает концентрацию внимания.

Задачи на внимание для взрослых

Одним из эффективных упражнений является восприятие текста, написанного разными цветами

Важно называть именно цвет, а не читать слова. Интересно, что дети справляются с этой задачей быстрее, чем взрослые.

Помогают развивать внимательность картинки «найди отличия»

Их можно найти в различных газетах и журналах, а также в мировой паутине.

Существуют специальные таблицы Шульте для развития внимания и его переключаемости. Суть такова: в таблице разбросаны числа от одного до двадцати пяти, которые необходимо быстро и последовательно находить. Ниже несколько вариантов таких таблиц.

Подобное задание для развития внимательности, только теперь числа расположены не в таблице, а вразброс и имеют различную величину, цвет и форму. Желательно справиться с таким задание за 4 минуты.

Когда вы с легкостью будете справляться с этим упражнением, посмотрите на следующую картинку. Здесь числа уже до 90, отыскать которые нужно за 9 минут.

Возьмите два карандаша. Необходимо рисовать сразу двумя руками. Одновременно приступая и завершая. Одной рукой — окружность, а второй — треугольник. Круг должен быть ровным, а треугольник — с острыми углами. Попробуйте очертить за 1 мин. наибольшее количество кругов и треугольников. Если у вас получилось меньше 5 – плохо, больше 8 – хорошо, 10 и больше – отлично!
Возьмите любой предмет и постарайтесь внимательно рассмотреть. Затем спрячьте его и постарайтесь вспомнить как можно больше деталей. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока не запомните все мелочи.
Упражнение «Не называй число». Надо посчитать от одного до 100 и не называть каждое пятое число. Вместо него необходимо говорить фразу «я внимателен».
В сети популярна игра под названием «Найди кота». Вы думаете, что это пустая трата времени? А зря. Эта игра превосходно справляется с такой задачей, как концентрация внимания. А вы попробуйте найти здесь кота.

Упражнение «Найди слово». Представляем вам пример такого задания. Необходимо отыскать названия животных в потоке букв.

Прочитайте следующие слова.

А вы внимательно их прочитали? Теперь сконцентрируйтесь на ошибках.

Воспитание непроизвольного внимания

В воспитании непроизвольного внимания у детей видное место занимает формирование умения видеть и слышать, наблюдать факты и явления, стремиться полнее и лучше ознакомиться с действительностью. С этой целью ребенка надо с ранних лет знакомить с богатством и многообразием окружающего мира, подмечать, что находится вокруг, учить реагировать на любое изменение в окружающей обстановке.

Учебный процесс для ребенка будет привлекательным, если он проявляет интерес и эмоции, которые являются основным условием появления непроизвольного внимания. Безусловно, в первую очередь, это зависит от изучаемого материала, способа его подачи и наглядности преподавания

Непроизвольное внимание вызывает применение картин, муляжей, показ опытов, использование конкретных фактов из жизни и др. Младшим школьникам непроизвольное внимание просто необходимо

Любая наглядность требует соблюдения ряда условий:

  • Правильно организовать восприятие ребенка;
  • Поставить конкретную задачу – ответить на вопрос, произвести сравнение, обнаружить что-то новое и др.
  • Научить замечать то, что требует внимания.

Работа, организованная с наглядностью, активизирует мысль ребенка, приучает быть внимательным, выделять существенное, замечать главное.

Непроизвольное внимание привлекает качественное объяснение изучаемого материала, яркое по форме, богатое по содержанию и эмоционально насыщенное. Изложение любого материала должно будить мысль, заставлять задуматься над возникающими вопросами, вызывать стремление узнать, что будет дальше

Для привлечения и удерживания внимания большое значение имеет активность самих детей, важно, чтобы они не просто пассивно слушали, но еще и действовали сами – спрашивали, отвечали, проводили опыты и др. Общий культурный уровень тоже является важным условием внимания

Как развить память у детей и взрослых, упражнения и советы психологов

Существуют различные методики и лайфхаки, которые помогут вам научиться быстрее схватывать и лучше запоминать необходимую информацию и дольше концентрировать внимание

Методика Айвазовского. На протяжении пары секунд посмотрите на рисунок или фотографию, попытайтесь запомнить все детали. Далее следует закрыть глаза и попытаться нарисовать в воображении только что увиденное.
Больше учите наизусть. Дайте себе задание — каждую неделю запоминать стихи, интересные отрывки из книг, цитаты или что-либо еще. Попытайся креативно приступить к данному процессу. Рекомендуется придумать ассоциации к сложным местам для запоминания или рисовать мини иллюстрации рядом с каждой строчкой.
Прислушивайтесь к диалогам окружающих вас людей и попытайтесь мысленно повторить только что услышанное. Можно также делать подобное упражнение при просмотре сериалов или фильмов.
Попытайтесь менять привычные маршруты. Так вы сможете обрести яркие впечатления и увидеть много нового
Начните заострять внимание на то, что вам встречается по пути.
Начните придумывать свои истории или стихи, связанные с событиями в вашей жизни.
В конце дня можно задать себе пару вопросов, касающихся минувшего дня

Например, что с вами произошло сегодня самого важного? Что бы вы хотели поменять?
Чтобы развить произвольное внимание и сделать этот процесс веселым и интересным, можно устроить тематические игры на запоминание
Пусть ваши друзья разложат подручные предметы в определенной последовательности. Требуется запомнить, что лежит и где располагается

Далее вы закрываете глаза, а другой человек меняет предметы местами или вообще заменяет один объект на другой. Вам нужно вспомнить, как было изначально. Метод особенно понравится детям.

Мозг человека, как и его мышцы, можно и нужно постоянно тренировать. Чем больше нагрузки он будет получать, тем прочнее будут нейронные связи и тем лучше и быстрее он начнет работать. Помните об этом и не забывайте уделять несколько минут в день для полезных занятий и упражнений.

Метод 1: Уверенность

Улучшить память и работу мозга с помощью медитации

Большинство людей не умеют полностью сосредотачиваться и отключаться от посторонних мыслей или внешних раздражителей

Научиться концентрировать собственное внимание можно с помощью простейших упражнений

Исследователи обнаружили, что у людей, практикующих медитацию, увеличена плотность серого вещества. Количество нейронных связей у них также значительно выше. С помощью йоги можно и существенно синхронизировать работы обоих полушарий мозга.

Причем для улучшения работы мозга совершенно необязательно выполнять какие-то сложные упражнения. Его работе помогут простейшие асаны и начальные стадии медитации. Они не только научат вас сосредотачиваться, но и улучшат циркуляцию мозга и укрепят нервную систему.


Исследователи обнаружили, что у людей, практикующих медитацию, увеличена плотность серого вещества

Подведем итоги

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий