Как лучше запоминать и применять в жизни прочитанное

Развитие зрительной памяти

Практические советы

Научиться пересказывать прочитанное желательно еще до школьного возраста. Но далеко не все взрослые могут легко пересказать текст. Чтобы этот процесс не доставлял трудности, необходимо постоянно практически совершенствоваться. Для этого разбейте работы на этапы.

  • Этап словарной работы. В научном или техническом тексте не всегда все слова знакомы и понятны. Их необходимо выписать и узнать значение. В художественном произведении это можно делать в процессе второго этапа.

  • Этап знакомства с текстом. Определяются части смыслового порядка, выделенные определенной мыслью в научном тексте. В любом случае необходимо отвечать на вопрос «о чем здесь говорится» на протяжении чтения. К концу должен быть составлен план из ключевых моментов. Конспект можно зафиксировать на бумаге.

  • Этап обобщения. Здесь произведение оценивается, делаются выводы, подводятся итоги, вычленяются идеи. Главное – определить впечатление, произведенное текстом. После этого этапа лучше сделать паузу, отвлечься и заняться другими делами.

  • Завершающий этап. Повторное чтение необходимо, чтобы освежить в памяти моменты, которые остались за пределами первого прочтения. После этого нужно пересказать текст, по возможности не заглядывая в первоисточник, пользуясь конспектом.

Чтобы начало пересказа не вызвало затруднений, используйте ассоциации – запомните обстановку, в которой происходило заучивание, сам текст, книгу. В произведении художественного плана можно вспомнить, с кем ассоциировались герои. Размышляя таким образом, подглядывайте в книгу. Есть несколько хитростей, которые способствуют более качественному запоминанию и пересказу:

  • визуализируйте картинку в подробностях, со звуками, ароматами, снимайте в голове кино;

  • проговаривать вслух при первом прочтении не нужно, иначе целостной картинки в голове не сложится;

  • пересказывать легче, если есть человек, который готов вас слушать;

  • читайте как можно больше книг – это расширяет словарный запас и тренирует память;

  • самые сложные моменты перечитайте несколько раз;

  • не используйте электронные носители информации, вычитка печатного текста более продуктивна.

Метод повторения И. А. Корсакова

Этот приём основан на том, что огромную часть информации мы забываем практически моментально. Однако, если повторять материал регулярно, он прочно закрепится в памяти. О чём нужно помнить?

  1. Новую информацию нужно повторить в течение 20 секунд после её восприятия (если речь о большом фрагменте текста — до минуты).
  2. В течение первого дня перескажите материал несколько раз: через 15-20 минут, затем — спустя 8-9 часов и, наконец, по прошествии 24 часов.
  3. Чтобы запомнить прочитанное надолго, необходимо повторить текст ещё несколько раз в течение недели — на 4-й и 7-й день.

Техника очень проста, но в то же время невероятно эффективна. Регулярные повторения дают мозгу понять, что это не просто информационный шум, а важные данные, которые постоянно используются.

Зачем и как можно быстро научиться читать в домашних условиях: первые шаги

Среднестатистический человек читает около 400 символов в минуту, а человек, опробовавший технику скорочтения на практике, может повысить этот показатель во много раз, расширяя пределы возможностей до 6000 знаков за минуту. Каким образом?

Повысить скорость чтения можно различными способами. Вы можете регулярно работать над собой, постоянно совершенствуясь, либо принять участие в специализированных тренингах, где опытные специалисты расскажут о секретных профессиональных приемах скорочтения.

Photo by Yuri Efremov

Несмотря на устойчивый стереотип, утверждающий, что быстрое чтение сказывается на понимании и усвоении полученной информации, опыт свидетельствует, что все с точностью до наоборот. Повышенная скорость обработки текстовых данных подразумевает большую концентрацию внимания и сосредоточенности по сравнению с традиционным чтением.

Ваши глаза должны активно «бегать» по страничкам книги, захватывая одним взглядом как можно больше текста

Необходимо условно разделить текст и сосредоточить внимание на крупных информационных блоках, а не на отдельных словах и фразах. Предельная концентрация и постоянные тренировки позволят вам в кратчайшие сроки достичь существенного прогресса в чтении

Чтобы достичь цели  старайтесь придерживаться следующих правил:

  1. Приучайте себя читать ежедневно как минимум час – без поблажек и выходных. В качестве тренировочного инструмента используйте источники, которые кажутся полезными лично для вас. Старайтесь читать именно фразы, а не отдельные слова, с каждым разом стараясь увеличивать количество слов за один «охват».
  2. Используйте переносной указатель, чтобы сфокусироваться на одной строке текста. Это может быть все, что угодно – от канцелярских принадлежностей до собственного пальца правой руки. Глаза, строго следующие указателю, помогут не возвращаться к отдельным фразам. Путем увеличения скорости движения «указки» можно научиться читать намного быстрее.

Photo by Thought Catalog

Выбирайте удобную позу для эффективного восприятия текста. Лучше всего делать это стоя или сидя, обязательно с прямой спиной и расстоянием между глазами и текстом в пределах 30-40 см

Немаловажное значение имеет и обстановка вокруг чтеца. Вы будете быстро читать и запоминать прочитанное, если займетесь этим в наиболее удобной атмосфере, сведя к минимуму отвлекающие факторы внешней среды и личные внутренние переживания.
Делайте небольшие паузы во время освоения материала

Перерывы можно заполнить легкими гимнастическими упражнениями, прогулкой, беседой с другом по телефону и т.п.
Обозначьте конкретную цель своего чтения, желательно связанную с дальнейшим практическим применением. Процесс должен приносить реальную пользу.
Парадоксально, но факт: не гонитесь за скоростью
Старайтесь, в первую очередь, осмыслить прочитанное, обратить внимание на авторский контекст. Как только вы освоите эту способность, подойдет очередь и скоростной техники.

  1. Читайте с блокнотом. Такая методика получила название «Лист на внедрение». Она состоит в том, чтобы фиксировать на бумаге идею, которая  кажется эффективной (с обязательным указанием первоисточника).
  2. Старайтесь концентрироваться на материале, убирая лишние мысли, которые мешают работать. Для этой цели подходит еще одна техника – «Включение в МИГ» (аббревиатура от «Мусор Из Головы»). Она состоит из трех шагов:
    • Сделать три глубоких вдоха без выдоха, что поможет избавиться от посторонних мыслей
    • Резко выдохнуть, настроившись на совершение действия.
    • Проговорить цель и приступить к делу, загрузив в мозг самое главное
  3. Конспектируйте ключевые моменты. Допустимо делать пометки на полях, подчеркивать нужные фразы, фиксировать нужные сведения из оглавления.
  4. Постоянно ищите новые интересные книги: заведите список под названием «хочу прочитать». Иными словами, заведите личный читательский дневник-планер.

Визуализируйте и придумывайте ассоциации

Первый способ улучшить этот навык – читать предложение или абзац, а потом пересказывать. Когда мы пересказываем текст своими словами, то используем самый надежный способ повторения информации – активное воспроизведение.

Еще одна рекомендация – визуализируйте прочитанное. Старайтесь представлять яркий эмоциональный образ на каждую подробность и соединять их в цепочку. Для тренировки попробуйте упражнение. – Возьмите список слов (например, попугай, собака, абрикос, елка, облако, вилка). Представьте образ на каждое слово и придумайте историю с этими образами, например:

  • Попугай. Представить его легко. Можно вспомнить персонажа из мультика “Алладин” – красного попугая Ара “Яго” или любого другого попугая, который всплывает у вас в “голове” при слове попугай. Такую операцию. проделайте со всеми словами.
  • Второе слово – собака (пусть это будет обычная дворняга, чтобы случайно не запомнить овчарку или мопса вместо собаки). Соединим эти 2 образа. Пусть попугай летит, а сверху на него вдруг прыгнула собака. Она боится упасть и из-за всех сил держится за попугая, провоцируя полет зигзагами. И попугай и собака должны быть большими.
  • Теперь нужно связать собаку и абрикос. Пусть из ушей пса вдруг посыплются на землю абрикосы (не спутайте с персиками – сохраните размер и цвет).
  • Абрикосы, в свою очередь, падают на елку и остаются висеть, как новогодние игрушки.
  • Елка очень высокая. Настолько, что облако, проплывающее над ней, зацепилось за верхушку.
  • Вдруг сверху облако протыкается огромной вилкой, которая воткнулась в землю.
  • Теперь вспомните образы и повторите слова по порядку. Это упражнение называется цепочки.

Техники эффективного запоминания

Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.

Ключевые слова

Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.

По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится

Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте

Логические цепочки

Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.

Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.

Рифмы

Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.

Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.

Смотреть, обидеть, видеть.

Держать и ненавидеть.

Зависеть, слышать, гнать.

Вертеть, терпеть, дышать.

Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.

Аббревиатуры

Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.

Мнемонические фразы

Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:

  1. “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
  2. “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  3. “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).

Эффект края

Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.

Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.

Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.

А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.

Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.

Ошибайтесь

Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.

В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.

Как лучше запоминать прочитанное

Память, почти как и мышцы, нуждается в тренировке и развитии. Весь процесс можно разделить на пять этапов.

Понимание прочитанного

Чтобы запомнить какой-то текст или тему, сначала необходимо понять смысл прочитанного. Если вы не понимаете тему, которую учите, даже десятки часов рассматривания длинных рядов букв или цифр ничего не исправят. В лучшем случае можно что-то выучить наизусть, как стихотворение, но потом все очень быстро вылетит из головы. Хорошо помогает повторно выслушать объяснение материала от третьего лица. Желательно, чтобы основные термины были подкреплены изображениями, графиками или схемами.

Чтение вслух

Когда вам уже ясно, о чем идет речь в принципе, приступайте к чтению вслух. Прочитайте все несколько раз медленно и с выражением. Более интересные или ключевые отрезки читайте с другой интонацией или силой. Благодаря этому вы сохраните в памяти часть знаний не только в письменном, но и в звуковом виде. Не стоит пытаться запомнить все сразу, заучивайте смысловыми отрезками.

Конспектируйте ключевые отрывки

Перепишите материалы целиком, либо законспектируйте ключевые отрывки. Лучше всего записывать, а не печатать на компьютере. Дело в том, что написанное от руки запоминается лучше

Важно также не писать слитный блок текста, а стараться сделать все визуально привлекательным. Чередуйте размеры букв, в ключевых отрывках используйте цвета и подчеркивания

При этом можно использовать различные иллюстрации или схемы.

Постарайтесь воспроизвести в памяти все новые знания

Новые знания нужно как минимум несколько раз воспроизводить в памяти, чтобы они закрепились окончательно. Когда вы все прочитали, переписали и сократили, после небольшой паузы попытайтесь все систематически вспомнить. То есть продекламируйте все от начала до конца. Если вы где-то застрянете, постарайтесь вспомнить звуковой или визуальный образ, который создали при повторении. Если вспомнить не удается, сделайте паузу на минуту-две. Выпейте кофе или чай, пройдитесь по комнате,  переключитесь на что-то другое не надолго.

Вспомните звуковой или визуальный образ

Затем постарайтесь воспроизвести в памяти все, что сопровождало вас во время учебы, то есть звуки, образы и т. д. Как это ни парадоксально, помогают даже отвлекающие моменты во время заучивания — телефонный звонок, шум на улице. Если и это не помогло, попробуйте вспомнить хотя бы сокращенное содержание. Затем сделайте паузу на 15-30 минут, после которой снова прочитайте переписанный текст или хотя бы ту часть, на которой вы застряли. Через полчаса снова проверьте, помните ли все без ошибок и промежутков. В зависимости от того, сколько у вас осталось времени, на следующий день или через пару часов повторите процесс.

Определение собственного типа запоминания

Чтобы выявить свой тип памяти, необходимо провести определенный тест, воспользовавшись методикой «Определения типа памяти». Попросите помощника прочитать вслух группу слов, потом по памяти надо их записать. В этой методике имеется специальный коэффициент, который поможет определить ваш тип запоминания.

Почему хорошо писать шпаргалки?

Они помогут запомнить информацию, причем в короткий срок. Специалисты рекомендуют писать шпаргалки, а не зубрить урок или лекцию. Шпаргалки активизируют те отделы мозга, которые отвечают за запоминание.

При написании шпаргалок участвуют несколько типов памяти: зрительная и двигательная, поэтому информация легче запоминается. Студенты часто пользуются шпаргалками. Даже если они не пригодились во время сдачи экзаменом, студент все равно будет знать материал.

В чем заключается особенность шпаргалок? На маленьком клочке бумаги приходится кратко записывать самую важную информацию, которая прочно откладывается в памяти. Это могут быть ключевые слова или целые фразы, по которым составляется целый рассказ.

Кроме этого, схема составления шпаргалок нацеливает человека на последовательное воспроизведение информации. Этим способом пользуются не только студенты, но и преподаватели, менеджеры.

Слуховая память

Чтобы увеличить объем запоминания, специалисты советуют подключить слуховую память, то есть, писать шпаргалки, произнося вслух слова и фразы. Считается, что слуховое восприятие легче развить, чем остальные типы. Перед экзаменом необходимо вслух прочитать те сведения, которые уместились на маленьком листочке.

Отличный результат дает записывание текста на диктофон с последовательным его прослушиванием, причем текст надо произносить самому или записать то, что говорит преподаватель. Существовало мнение, что человек хорошо запоминает информацию во сне, но это мнение отвергнуто многими учеными.

Как усилить зрительное восприятие?

В этом поможет наглядный материал, поэтому все важные данные преподаватели записывают на доске. Чтобы лучше запомнить материал, необходимо просматривать яркие иллюстрации.

Учитесь быстро читать

Чтение тоже дает отличный толчок к запоминанию материала. Зрительный анализатор помогает мозгу запечатлеть нужную информации. Конспектирование — мощное оружие для запоминания материала. Особенно тогда, когда конспектирование проводится ручками разных цветов.

Чтобы научиться быстро читать, используется таблица Шульте. Эта техника помогает запомнить большой объем информации за счет подключения периферийного зрения.

Большой объем материала можно запомнить, подключив двигательную память. Мы опять возвращаемся к написанию шпаргалок.

Если вы разучиваете танец, то здесь также поможет двигательный тип запоминания. Такая техника используется в детском возрасте, а также при обучении хирургов, летчиков, поваров, танцоров, спортсменов.

Как запомнить текст на иностранном языке?

Самым сложным является запоминание иностранных текстов. Здесь нужен особый подход. Например, можно прочитать то, что требуется выучить, вслух, записав все на диктофон. Затем в течение дня можно слушать запись на аудиоплеере. Это можно делать не только дома, но и на улице, в городском транспорте, общественных заведениях.

Разумеется, мало просто слушать материал. Следует вдумываться в него, мысленно повторять, периодически нажимая на паузу. Желательно заранее перевести текст, чтобы понимать смысл всех предложений, а не заучивать непонятные вам слова. Данный метод можно использовать и для запоминания материала на родном языке.

Пишем конспекты

Ещё один вариант, как запоминать прочитанное с первого раза. Если не просто пробежаться глазами по тексту, а проработать материал и хотя бы кратко записать основные моменты, впоследствии по этим пометкам вы легко восстановите в памяти нужную информацию.

Однако важно знать, что и как конспектировать, ведь без определённой системы вы просто запутаетесь в куче обрывочных фактов. Вот несколько методик, которые вы можете использовать:

  • Группировка. Весь материал разбивается на небольшие фрагменты, которые затем объединяются по каким-то признакам (тематике, временному периоду, ассоциациям и т. д.).
  • План. Для каждой части текста (абзаца, главы или раздела параграфа) создаются короткие пометки, которые выступают в качестве опорных пунктов и помогают восстановить полное содержание. Формат может быть любым: ключевые тезисы, заглавия, примеры или вопросы к тексту.
  • Классификация. Оформляется в виде схемы или таблицы. Позволяет распределить различные объекты, явления или понятия по группам и классам на основе общих признаков.
  • Схематизация. С помощью текстовых блоков, стрелочек и простых рисунков демонстрируются связи между различными предметами, процессами и событиями.
  • Ассоциации. Каждый пункт плана или тезис соотносится с привычным, понятным или просто запоминающимся образом, который помогает «воскресить» в памяти остальное.

При этом постарайтесь не увлекаться. Помните, что это не полноценный конспект, а небольшие указатели, которые направят мысли в нужное русло.

Что такое память


В наше время, когда есть возможность записать, найти и извлечь информацию из любого ее носителя, по-прежнему ценится хорошая память и вопрос: «как быстро запоминать информацию», остается актуальным.

Иногда запоминание кажется бессмысленным занятием, ведь можно зайти в интернет и «вспомнить» то, что нужно. Однако не всегда есть время на поиски информации, иногда нужно срочно запомнить или вспомнить.

Кроме того, память, которой не пользуются, постепенно утрачивает свои функции, а вместе с этим страдают и остальные психические познавательные процессы, падает коэффициент интеллекта.

Память нужно тренировать! Делать это нетрудно – нужно чаще пользоваться ею, облегчая процессы запоминания, хранения и воспроизведения информации различными приемами и техниками.

Благодаря наличию памяти, человек учится и развивается как личность, так как имеет возможность хранить накопленный жизненный опыт, знания, умения и навыки.

Чем старше человек, тем чаще у него возникает вопрос: «Как запомнить большой объем информации?». Хотя с проблемой запоминания сталкиваются практически все люди. В норме, если от рождения до двадцати пяти лет память только улучшается, в зрелом возрасте она остается относительно постоянной, а в старости ухудшается.

Совокупность мнемотехник называют мнемоникой, в переводе с древнегреческого «искусство запоминания». Это самая популярная на сегодняшний день методика запоминания информации надолго.

Преимущества работы с памятью

Главными достоинствами вышеперечисленных методов является простота и оперативность усвоенной информации. Спусти несколько практик, человек сможет полноценно использовать выбранную схему и совершенствовать свою память. Помимо прочего, эти методики позволяют запоминать информацию любого типа при подготовке к презентации, лекции, тренингу, семинару и даже при международном выступлении.

Если вы уже знаете ту аудиторию, перед которой нужно выступить, то она может стать отличной матрицей для создания образов. При этом легкость обусловлена тем, что нет необходимости запоминать большой объем ассоциаций, который может рухнуть по причине отсутствия какой-то детали. К примеру, при необходимости вспомнить конкретную фразу, человек может легко её воспроизвести, вспомнив, к чему он привязал фен, а, следовательно, закончить мысль.

Конечно, есть и другие методы запоминания стихом, цифр и дат, но о них мы будем вести речь в других разделах нашего познавательного и развивающего портала.

Выделяйте главное и рисуйте майнд-карты

Если у вас есть больше времени на запоминание прочитанного, помогает метод выделения главного (подчеркнуть цветными текстовыделителями нужные данные) и составить майнд-карту. Она представляет собой схему, когда стрелочки ведут от главной мысли абзаца (или любой части текста) к основным блокам. Важный нюанс состоит в том, что слова желательно заменить на символы и рисунки. Например, слово медицина можно заменить красным крестом, а книгу нарисовать. Со временем вырабатывается свой словарь частоупотребимых символов и майнд-карта составляется очень быстро. Слова, конечно, писать проще, однако на этапе воспроизведения мозг быстрее отображает рисунки. Попробуйте и увидите, как можно с точностью воспроизвести фрагмент текста по мини-картинкам. Первый раз вспоминайте содержание, опираясь на майнд-карту, а второй – воспроизводите своими силами без подглядываний.

Можно создать упрощенную майнд-карту, рисуя картинки и символы цепочкой (например, один символ=одной строке или абзацу). Не забывайте вслух проговаривать по 3-5 раз каждое созданное “графическое” предложение или абзац.

Методика улучшения запоминания

Каждый раз, приступая к прочтению того, что вам нужно запомнить, используйте этот процесс из шести шагов:

  1. Оцените материал и определите цель чтения. Оцените уровень своего интереса и постарайтесь понять, насколько сложен текст.
  2. Выберите подходящую технику чтения в соответствии с целью вашего чтения.
  3. Определите важные факты. Запоминайте то, что вам нужно. Находите ассоциации, связующие детали, необходимые для запоминания.
  4. Делайте записи. Используйте собственные слова, чтобы вкратце передать основные мысли. Применяйте выделение, диаграммы, деревья идей, чтобы выявлять взаимосвязи и модели. Ваши записи станут важным резервом для вашей памяти. Письменное фиксирование основных моментов в дальнейшем поспособствует улучшению вашей способности запоминать.
  5. Повторяйте. Спросите сами себя о тех вещах, которые вы должны запомнить. Разработайте систему, следуя которой вы будете просматривать записи минимум три раза до того, как от вас потребуется вспомнить и воспроизвести информацию. Первое повторение должно быть вскоре после прочтения материала, второе — через несколько дней, а третье — прямо перед тем, как потребуется отвечать. Этот процесс поможет вам избежать напряженной «последней» ночи накануне экзамена.
  6. Применяйте. Найдите возможность использовать полученные знания. Учебные группы и классные дискуссии — бесценная возможность применить то, чему вы научились. 

Мнемокомната

Это метод запоминания оратора Цицерона. Он никогда не использовал в своих выступлениях шпаргалки, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имён.

При подготовке к выступлениям Цицерон прогуливался по своему дому и мысленно размещал в нём ключевые моменты выступления. Этот приём назвали мнемокомнатой.

Суть метода: запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определённом порядке. Затем достаточно будет вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести информацию. Первый раз лучше пройти по комнате реально, расставляя при этом элементы мысленно. В последующих случаях запоминания материала достаточно представлять помещение. Главное — договориться о последовательности «обхода» комнаты, то есть о порядке мест, на которых будет размещена информация, которую необходимо быстро запомнить.

Потренируемся. Возьмём комнату, а в ней шесть предметов. Для удобства пронумеруем их.

  1. Растение и фото на столе.
  2. Окно.
  3. Настенные часы.
  4. Картинка на стене.
  5. Кофейный столик.
  6. Диван.

Теперь разместите в комнате нужную вам информацию, чтобы запомнить урок. Например, к горшку на столе можно «привязать» процесс образования глюкозы, а к часам — компоненты фотосинтеза.  

3 эффективных способа запомнить прочитанное

Если какую-то из прочитанных книг вы хотите запомнить на долгие годы, то есть методика, которая в этом поможет. Этот способ состоит из трех элементов – впечатлений, ассоциаций и повторений.

Впечатления

Намного лучше запоминается прочитанное, если в этом участвуют эмоции. Проиграйте некоторые сцены в уме, представьте, что чувствовали герои, какие эмоции испытывали. Поставьте себя на место героев произведения и представьте, как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации. Создание визуальных образов – хороший способ запомнить прочитанное.

Ассоциации

Эта техника запоминания текста давно известна. Иногда старые методики, довольно эффективны. Суть этого метода – прочитанное необходимо связать с чем-то хорошо известным. Этот способ не только помогает лучше запоминать прочитанное, но и лучше понимать тексты. Новое всегда понятнее, если его можно сравнить с чем-то хорошо знакомым.

Повторение

Этот метод знаю все, но менее эффективным он от этого не становится. Чем больше раз вы прочитаете текст, тем лучше будете его помнить. Научиться скорочтению может любой человек. Главное в этом методе, даже не то, что потребуется меньше времени для чтения

Куда важнее другие достоинства этого метода – понимание прочитанного, запоминание главного, выделение самого важного в тексте

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий