Мотивы и мотивация

Предметное содержание мотива

1. Диспозиционные
мотивы, являются устойчивыми для
личности, проявляются в различных
ситуациях и видах деятельности. Это
мотивы достижения, мотив «афериации»,
власти, помощи.

2. Функциональные
мотивы, связаны с конкретными видами
деятельности человека (учебные,
профессиональные, политический
деятельностью). Мотивы могут быть в
большей или в меньшей мере осознанными
или неосознаваемыми.

Направленность
личности

– это такое ее психическое свойство, в
котором выражаются потребности, мотивы,
мировоззрения, и цели, ее жизни и
деятельности. Направленность – это то,
что подталкивает человека.

  1. Влечение,
    — наиболее примитивная биологическая
    форма направленности.

  2. Желание
    – осознанная потребность и влечение
    к чему-либо вполне определенному.

  3. Стремление
    – возникает при включении в структуру
    желания волевого компонента.

  4. Интерес
    – познавательная форма направленности
    на предметы. При включении в интерес
    волевого компонента он становиться
    склонностью.

  5. Идеал
    – то, что влечет человека, — это
    конкретизируемая в образе или в
    представлении предметная цель склонности.

  6. Мировоззрение
    – это система философских, эстетических,
    этических, естественно научных и других
    взглядов на окружающий мир.

  7. Убеждение
    – это высшая форма направленности,
    это система мотивов личности, побуждающая
    поступать в соответствии со своими
    взглядами, принципами, мировоззрениями.
    (Чужой реферат)

Виды

Чтобы максимально широко раскрыть эту тему, психологам нужно выявить отдельные группы мотивов в психологии. К действию человека побуждает множество обстоятельств, и без их определения понять, что движет индивидом в конкретном случае, будет невозможно.

Внешние и внутренние

Внутренние мотивы — обстоятельства, которые связаны с человеком, его отношением к разным видам деятельности. Виды:

  • увлечения;
  • интересы;
  • желание получать позитивные эмоции;
  • проявление любви, заботы к друзьям, близким;
  • желание повысить самооценку, оградиться от негатива.

Внутренняя мотивация является устойчивой характеристикой, поскольку мировоззрение, отношение к окружающим, смена интересов или убеждений наступает постепенно.

Внешние мотивы — обстоятельства, которые не зависят от человека. Они находятся за сферой его деятельности. Виды:

  • мнение социума;
  • изменяющиеся погодные условия;
  • обязанности перед работодателем.

Положительные и отрицательные

Потребности, мотивы тесно связаны с эмоциями. При выборе действий люди стараются избегать неприятностей.

Отрицательные факторы:

  • боль;
  • тревога;
  • страх;
  • наказание;
  • позор.

Положительные факторы:

  • общее признание;
  • радость;
  • наслаждение.

Сохранения и достижения

Успех строится из двух компонентов — повышения социального статуса и общественного признания. Чтобы добиться цели, нужно пройти через множество препятствий. Для многих трудности кажутся непреодолимыми и они сталкиваются с одним из главных барьеров — нежеланием покидать привычную зону комфорта. Для его преодоления нужна сильная мотивация.

В такой ситуации психологи советуют задать себе три вопроса:

  • «нужно ли двигаться к этой цели»;
  • «что будет после достижения задуманного»;
  • «какой результат будет в конце пути».

Если точного ответа нет, следует отказаться от задуманного, поставить перед собой другую цель, награда за которую вызывает больше удовлетворения.

Социальные мотивы личности

Как уже упоминалось, социальные мотивы личности порождаются из потребностей социализации в обществе. Абрахам Маслоу относит к социальным мотивам привязанность. Эти мотивы представляют собой желание быть кому-то нужным, полезным, иметь одобрение со стороны других людей

Кроме того, социальные мотивы обусловлены потребностью в уважении, а также в самоуважении, что не менее важно

Каждый человек существует в обществе и связан с людьми. Взаимоотношения между людьми никогда не бывают простыми, поэтому возникают разнообразные конфликты, враждебность и прочие неприятные явления. Но, так или иначе, человек рожден в обществе, однако иногда само общество порождает человека. По этой причине, является очень естественным то, что личность пытается найти свое место в социуме, и утвердить свою личность среди людей, которых она знает.

В этой сфере человек может действовать различными способами, руководствуясь социальными мотивами. Например, чтобы понравиться другим людям, чтобы не нарушать идей общества, человек может проявлять конформность, то есть действовать так, как большинство.

Природа человека очень сложная и загадочная. Взаимоотношения между двумя людьми также бывают очень непредсказуемы. Люди движутся социальными мотивами для того, чтобы не быть одинокими. Каждый человек ищет другого человека, который способен его понять, поддержать, а главное любить таким, каков он на самом деле. Это желание заставляет людей искать компромиссы в разногласиях, изменять свое поведение, изменяться в лучшую сторону. Это важнейшие социальные мотивы человека.

Стоит также отметить подчинение власти. Даже если люди жалуются на власть в стране и не считают ее конструктивной, они признают ее легитимность и убеждены, что власть необходима обществу. Отсюда происходит подчинения авторитетам, что также является социальным мотивом личности.

Виды мотивов

Мотивы разных людей и разные мотивы одного и того же человека отличаются друг от друга не только динамическими характеристиками (силой и устойчивостью), но и видом потребностей, которые в них проявляются, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим и взаимодействующим мотивам, образующим разветвленную систему мотивации действий и поступков человека. Мотивы могут быть осознанными или неосознанными. На основании перечисленного созданы различные классификации мотивов.

Во всем многообразии мотивов особое место занимают социальные мотивы, определяющие избирательность поведения человека в обществе. Согласно классификации социальных мотивов Г.Мюррея, к социальным мотивам относятся мотив аффилиации, мотив достижения, мотив агрессии, мотив власти и мотив альтруизма.

  1. Мотив аффилиации – это осознанная потребность в близких и доверительных отношениях с людьми или одним человеком. Мотив аффилиации может проявляться в двух формах: страх отвержения и стремление к принятию.
  2. Мотив достижения – это стремление человека к достижению высоких результатов в выполняемой деятельности. Данный мотив выражается в виде стремления к достижению либо в виде боязни неудач.
  3. Мотив агрессии – это внутреннее побуждение к причинению какого-либо вреда другому человеку.
  4. Мотив власти – это стремление к господству и подчинению других людей своей воле вопреки сопротивлению с их стороны.
  5. Мотив альтруизма выступает как осознанная потребность оказывать бескорыстную помощь другим людям и заботится о них.

Методы Макгрегора «X» и «Y»

Макгрегор называл теорией «Х» ожидание антидемократического подведения от подчинённых, а теорией «Y» – предположения о сотрудниках либерально настроенного начальника. Эти теории обращаются к различным желаниям и мотивам людей. Область мотивации весьма изменчива и зависима от различных обстоятельств: какие-то мотивы становятся стабильными, подчиняют себе прочие мотивы и являются фундаментом всей области.

Различия поведения в схожих ситуациях и при аналогичных обстоятельствах обуславливаются тем, что у любого человека имеется своя мера настойчивости и внутренней энергии. Одни при реагировании на ситуацию разнообразят свои поступки, другие ведут себя однообразно. Иногда действия не способны в полной мере утолить мотив. В таком случае человек завершает один вид работы и начинает другой. Мотив также может поменяться при деятельности, например, захотелось порисовать карандашами, а потом это занятие надоело. Иногда же вид работы меняется, а мотив сохраняется, например, человек, увлёкшись сначала акварелью, впоследствии стал писать маслом.

Случается, мотивации идут впереди деятельности или же отстают от неё. Мотивы задают альтернативы разных действий, которые регулируют и корректируют деятельность для приближения к характерным, у конкретного побуждения, целевым признакам, а также поддерживают такую направленность. Только мотивация становится причиной целенаправленной деятельности.

Мотивирование не становится неким сплошным и неделимым процессом. Оно состоит из процедур разного рода, которые регулируют поведение до совершения действий и после них. Сначала идёт процесс анализа: оцениваются последствия возможных результатов работы. Цель действий – воплощение мотива, но всё же нельзя их путать с мотивацией. Действия складывают эрудицию, способности и умения. Мотивации же задаёт то, как будут использованы разные возможности. Мотивации определяют подбор конкретных дел, подходов в восприятии и всевозможных путей мышления, а также напряжённость и настойчивость в воплощении конкретного действия и достижения его результатов.

Основные мотивы человека

Принято подразделять виды мотивов на низменные и социальные — если первые больше связаны с банальными потребностями (еда, сон, половое влечение) и происходят на подсознательном уровне, то вторые имеют отношение к высшей нервной деятельности:

  1. Самореализация — мотив, стимулирующий человека раскрыть свои таланты, быть полезным обществу, в конце-то концов!
  2. Познавательный интерес — человеку в любом случае будет интересно узнавать что-то новое, можно сказать, что эта особенность заложена на генетическом уровне, а задачей внешнего влияния становится усиливать эту мотивацию;
  3. Самоутверждение — мотив, направляющий деятельность на то, чтобы доказать самому себе и социуму способность совершать те или иные поступки, достигать определенные высоты, добиваться каких-то результатов;
  4. Материальные стимулы (денежное вознаграждение) — как это странно ни звучит, но в определенной степени уступает всем перечисленным выше мотивам;
  5. Социальные мотивы (ответственность за ближних, слабых, в какой-то степени желание бороться за справедливость) — эти мотивы в большей мере предопределены поведенческими детерминантами, связанными с воздействием внешних факторов (того же социума);
  6. Идентификация с кумиром — в этом случае все просто, человек хочет быть похожим на того, кого считает идеалом.

Иерархия потребностей по Маслоу

Известный западный психолог А. Маслоу выстроил так называемую пирамиду потребностей, которая предполагает четкую их иерархию от низших к высшим. Вот так выглядит предложенная им классификация потребностей:

Витальные потребности — голод, сексуальное влечение, сон и т. д.;
Потребность в безопасности;
В принадлежности к какой-то определенной социальной группе, где человеку будет приятно находиться, и он будет чувствовать уважение по отношению к своей персоне;
Потребность в уважении и почтении у своей персоны, а также к своим достижениям. Борьба за престижный статус в обществе

Особо важно для человека получать одобрение от тех людей, которые до определенного момента не испытывали какой-то благосклонности к нему;
Когнитивная потребность — познание нового;
Эстетическое наслаждение, чувство прекрасного;
Потребность в самосовершенствовании, формировании определенных личностных качеств, развития себя как волевой личности.

Первые две категории относятся к потребностям нужды, все последующие — к потребностям роста. Такая вот строгая иерархия.

Одним из принципиальных постулатов концепции Маслоу о потребностях является то, что невозможно по определению удовлетворение более высоких потребностей человека при неудовлетворенности более низкими. Говоря иными словами — голодному человеку не будет особо интересно познавать произведения искусства или же личностный рост. И это легко объяснить — неудовлетворенность витальными функциями формирует в головном мозге доминанту возбуждения, из -за которой и все остальные импульсы, поступающие к центральным отделам нервной системы, остаются не воспринятыми.

https://youtube.com/watch?v=_paFeyYIayE%3F

Теории на основе специфической картины человека

Существуют 2 концепции на основе специфической картины человека: “Теория X и Y” Макгрегора и “Теория Z” Оучи. В них описываются виды трудовой мотивации.

XY теория Макгрегора

Это 2 теории, в которых автор сопоставляет стимулы сотрудника и поведение руководящего состава фирмы с 2 сторон.

Теория Х гласит, что:

  • люди от природы ленивы и используют все возможности для прокрастинации;
  • человек стремится уйти от ответственности, поэтому идет в наемные работники;
  • он придерживается таких принципов, как стабильность и защищенность;
  • сбрасывает с себя амбиции как балласт;
  • полный контроль, нажим и угроза наказания подталкивают человека работать с большей отдачей.

Согласно теории Y:

  • труд – неотъемлемая часть жизни человека;
  • хорошие условия труда благоприятствуют развитию ответственности и контроля над своими действиями;
  • творческий и интеллектуальный потенциал используются не в полном объеме;
  • достигнув поставленной цели, человек получает поощрение.

Это 2 диаметрально противоположные теории, которые имеют право на жизнь.

Теория Z Оучи

В дополнение к предыдущим 2 теориям американский профессор Уильям Оучи разработал теорию Z. В ее основу легли коллективные принципы мотивирования, согласно которым на стимулирование сотрудников должны оказывать влияние ценности компании:

  • совпадение целей работника и предприятия;
  • правильная организация труда;
  • преданность коллективу и совместным целям;
  • солидарность;
  • доверие.

Положительные стороны этой теории:

  1. Вектор внимания направлен на мотивацию всех сотрудников.
  2. Присутствие руководителей на фирме, их позитивное общение с подчиненными.
  3. Организация обучения без отрыва от производства.
  4. Предоставление возможности роста.

Недостатки теории:

  1. Завышенные требования к соискателям.
  2. Соблюдение сложившихся устоев, патриархат.
  3. Медленное продвижение по службе.

Виды и классификация мотивов по мнению западных психологов

Приведенная классификация в большей мере связывает мотив и потребность человека:

  • Мотивы достижений — самореализация и самоутверждение. Индивидуум стремится доказать самому себе, что он способен совершить тот или иной поступок. Мотив достижения в психологии и педагогике приобрел огромнейшее коммерческое значение;
  • Мотивы успеха — соответствуют идентификации с кумиром. То есть, в этом случае возникает мотив к осуществлению определенной деятельности при оценке успехов другого человека;
  • Мотивы власти;
  • Мотивы аффилиации — стремление быть признанным общественностью, пребывать в окружении других людей, пользоваться их уважением;
  • Мотивы помощи — отождествляются с социальными мотивами (побуждение помогать слабым, попавшим в беду и так далее).

Виды мотивации

В современной психологии используют различные способы классификации мотивации.

Экстринсивная и интринсивная

Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных действием внешних факторов на объект: обстоятельств, условий, стимулов, не связанных с содержанием конкретной деятельности.

Интринсивная мотивация (внутренняя) имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями, влечениями, интересами, установками. При внутренней мотивации человек действует и поступает «добровольно», не руководствуясь внешними обстоятельствами.

Предмет дискуссии о целесообразности такого деления мотиваций освящен в работе X. Хекхаузена, хотя с точки зрения современной психологии, такие дебаты – беспочвенны и бесперспективны. Человек, являясь активным членом социума,не может быть полностью независимым от влияния окружающего общества в выборе решений и поступках.

Положительная и отрицательная

Различают мотивацию положительную и отрицательную. Первый вид основан на стимулах и ожиданиях положительного характера, второй – отрицательных. Примерами положительной мотивацией являются конструкции: «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение», «если я не буду предпринимать этих действий, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут быть утверждения; «если я поступлю так, меня не накажут», «если я не буду действовать таким образом, меня не накажут». Иными словами, основное различие: ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, и негативных – во вторых.

Устойчивая и неустойчивая

Основы устойчивой мотивации – нужды и потребности личности, для удовлетворения которых индивид выполняет осознанные действия, не нуждаясь в дополнительных подкреплениях. Например: утолить голод, согреться после переохлаждения. При неустойчивой мотивации человеку необходима постоянная поддержка, стимулы извне. Например: сбросить мешающие килограммы, избавиться от курения.

Психологи также различают два подвида устойчивой и неустойчивой мотивации, условно именуемой «от кнута к прянику», различия между которыми иллюстрирует пример: стремлюсь избавиться от лишнего веса и достигнуть привлекательных форм.

Дополнительная классификация

Существует деление мотиваций на подвиды: индивидуальные, групповые, познавательные.

Индивидуальная мотивация объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза. Примерами являются: чувство голода, жажда, стремление избежать болевых ощущений, обеспечить температурный оптимум.

К явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о детях, выбор вида деятельности для получения признания социума, поддержание государственного устройства.

Примерами познавательной мотивации выступают: научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний через игровой процесс.

Мотив, потребности и мотивация в психологии

Мотивация в психологии — это совокупность мотивов (побуждений), которая определяет жизненную активность личности. Кроме того, имеет значение для мотивации потребность, совокупность ситуативных факторов, также в определенной мере детерминирующих поведение человека.

То есть, все вышеизложенное можно рассмотреть на определенном примере. Человек испытывает в чем -либо потребность (нехватку), однако до тех пор, пока у него не будет должного мотива (стимула), он не приступит к ее достижению. А вот то, насколько сильным должен быть мотив, предопределяют ситуативные факторы, поведенческие детерминанты. То есть, понятие мотива и мотивации тесно связаны между собой.

Наглядная ситуация

Человеку хочется есть. Потребность, причем ярко выраженная, «низменная», животная. Но у него по каким-то причинам нет возможности приобрести продукты питания. Мотивом в данном случае будет голод. Но для того, чтобы человек пошел и украл еду этого мотива будет явно недостаточно — срабатывает поведенческая детерминанта, которую еще можно назвать воспитанием, ведь на протяжении всей жизни внушали «не укради». Да и добавится к этому страх быть осужденным общественностью. Нет, не вариант — и человек продолжает терпеть голод.

Но в том случае, если изменится мотив — например, стимулирующим фактором будет страх голодной смерти, то тогда уже не сможет ничего удержать от предосудительного поступка. Хотя тоже, не всех.

Виды мотиваций

Зарубежные и отечественные ученые деятели по сей день находятся на стадии изучения когнитивных функций человеческого мозга. Они ведут споры на тему данного определения: одни берут за основу мотивы, другие придерживаются концепции, что это общая работа организма. Все же им удалось основать и предложить отдельные содержательные категории.

Внешняя

Внешнее стимулирование содержит элементы принуждения или побуждения человека к действию ввиду внешних обстоятельств. Например, ливневый дождь заставляет индивида быстрее двигаться под укрытие.

Внутренняя

Внутренние побудители состоят из личного желания, а также возлагаемых надежд другими людьми. Пример – один знаменитый скрипач не имел большого интереса к игре, но его заставляли заниматься не менее 6 часов в день. Вскоре мир узнал Николо Паганини.

Положительная и отрицательная

Положительная мотивация – наиболее эффективный тип стимуляции, при котором индивид не чувствует давления со стороны, а действительно делает все по собственному желанию.

Лучшие стремления происходят по собственному желанию

Отрицательная мотивация – толчок к действиям обычно через страх, чего бы он ни касался. Яркий пример – воспитание детей, в ходе которого ребенок выполняет действие под страхом того, что иначе у него отнимут любимую игрушку.

Устойчивая и неустойчивая

Устойчивая мотивация базируется на естественных человеческих потребностях (жажда, голод). Неустойчивая мотивация требует поддержки со стороны (завязать с вредной привычкой, заняться спортом).

Принципы стимулирования работников

Если компания начинает стимулировать сотрудников, то необходимо помнить о том, что примененный один раз стимул даст такой же одноразовый результат. Бессистемное стимулирование персонала также не принесет требуемой пользы.

Чтобы стимулирование работало и давало ощутимый эффект, важно соблюдать основные принципы:

  1. Стимулирование должно увеличиваться со временем, постепенно. Большое количество преференций, предоставляемое одномоментно, обксценивается, поскольку для их получения сотрудник не приложил усилий.
  2. Применяемые стимулы должны быть ощутимыми, сотрудник должен получить определенную пользу или ощутить на себе воздействие стимула, например, при применении штрафных санкций. Если заработная плата работника составляет более 50000 рублей в месяц, а штраф за опоздание составит 5 рублей за одно опоздание, можно с уверенностью утверждать, что сотрудник будет продолжать опаздывать. Сумма вычета в 105 рублей в месяц не является для него ощутимой.
  3. Комбинировать материальные и нематериальные стимулы. Работники должны одинаково ценить и финансовое поощрение и похвалу руководителя.
  4. Своевременность стимулирования. Если между результатом, за который должно последовать поощрение и самим поощрением проходит большое количество времени, достижение обесценивается.
  5. Взаимосвязь стимула и мотивации. Стимул должен попадать в мотивационную систему координат сотрудника. Если человеку важна спокойная работа, понятные должностные обязанности, а ему предлагают повышение и передачу в подчинение сотрудников, то вряд ли такое назначение будет его мотивировать работать дальше.

Разновидности

Выделяют следующие мотивы:

  1. самоутверждения. Связан с самолюбием и честолюбием. Индивид стремится доказать окружающим свою значимость. Его целью является получение определенного статуса и уважения в обществе.
  2. идентификации. Основан на стремлении быть похожим на кумира (это может быть как известный актер, так и собственный отец). Происходит идентификация себя с объектом подражания, что ведет к повышению уровня энергетического потенциала.
  3. власти – является одним из самых главных движущих механизмов. При таком подходе люди стремятся занять в коллективе руководящую роль, определять и контролировать деятельность других.
  4. саморазвития. Связан с желанием реализовать свои способности. Часто данный вид мотивации сопровождается возникновением внутриличностного конфликта.
  5. достижения цели. Проявляется как стремление показать высокие результаты в деятельности. Выбираются сложные задания, появляется желание их выполнить.
  6. аффилиации. Потребность основана на желании взаимодействовать и выстраивать отношения с окружающими. Человек хочет познавать других людей и через это производить познание себя.

Существует разделение по степени осознанности. Согласно нему, побуждения могут быть неосознанными и осознанными. Личность может четко их осознавать (тогда они будут именоваться реальными) либо «надумывать» (в этом случае их называют мнимыми).

Есть классификация, предполагающая разделение по степени общественной значимости. Такой вариант выдвинула советский психолог Л.И. Божович. Она указала, что некоторые побуждения могут иметь значимость для общества, а другие – для отдельно взятой личности (их еще иногда называют эгоистическими).

В зависимости от актуальности для индивида А. Леонтьев выделил действующие и потенциальные мотивы.

Функции и виды мотивов человека

Теперь проанализируем подробно имеющиеся виды мотивов:

Внешний мотив. Обуславливается различными факторами внешнего мира или чужим мнением. Например, если кто-то из знакомых купил новую вещь, а вам она тоже понравилась, тогда появляется мотивация приобрести себе такую же.

Внутренний мотив. Возникает внутри человека, например, появляется внутреннее желание отправиться в путешествие или сделать перестановку в доме.

Отрицательный мотив.Служит поводом для того, чтобы уберечь человека от возможной ошибки. Например – если я не сделаю сейчас, то потом уже будет поздно.

Положительный мотив. Строится благодаря положительным примерам и мыслеформам. Примером может служить такая формулировка – если много заниматься, тогда я стану лучшим в своей группе.

Устойчивый мотив. Формируется на основе нужд человека и не нуждается в дополнительном подкреплении со стороны других.

Неустойчивый мотив. Постоянно требует подтверждения своих мыслей со стороны авторитетных людей.

Теории мотивации

Теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере их предмет сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Изучение этих потребностей повлекло за собой появление трех главных направлений:

Содержательные теории мотивации изучают, какие потребности мотивируют человека к той или иной деятельности, какова их структура, какие потребности первичны, а какие вторичны, в каком порядке происходит их удовлетворение. Они изучают цели, к которым стремится человек.Главные теории данного направления: теория иерархии потребностей Маслоу; теория Альдерфера; теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория двух факторов Герцберга.

Процессуальные теории мотивации акцент делается на объяснении процесса выбора поведения, способного привести к желаемым результатам. Процессуальные теории объясняют то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Основными в этом направлении считаются: теория Врума, теория Адамса, теория Портера-Лоулера, теория Лока и концепция партисипативного управления.

Теории в основе которых лежит специфическая картина человека. Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника, берут за основу определённый образец работника, его потребности и мотивы. К этим теориям относятся: теория Мак Грегора и теория Оучи.

Методы мотивации

Реализация перечисленных выше видов мотивации происходит при помощи использования различных методов. К наиболее распространенным из них относятся:

  1. Повышение заработной платы. Поскольку данная выплата является основной, то воздействие на сотрудников с ее помощью является наиболее эффективным.
  2. Начисление премий и бонусов. Как уже отмечалось, эти виды выплат полагаются за достижение сотрудниками намеченного плана или его перевыполнение. Также отдельными премиями могут награждаться наиболее отличившиеся работники.
  3. Получение процента от прибыли. Это может быть, например, процент от проданных товаров или услуг — либо лично сотрудником, либо всей компанией или структурным подразделением.
  4. Начисление денежных выплат за достигнутые цели. Этот способ может использоваться в компаниях, основной вид деятельности которых — создание или реализация различных проектов. После их завершения всем участникам команды может выплачиваться определенное вознаграждение.
  5. Возможность покупки акций компании или других ценных бумаг. В России данный метод пока не получил широкого распространения, однако в западных странах его эффективность была доказана неоднократно. Суть метода заключается в том, что сотрудники получают от работодателя часть акций компании (например, в награду) и становятся ее акционерами. После этого их мотивация к работе возрастает, поскольку от итоговой прибыли они получают свой процент.
  6. Подарки сотрудникам. Чаще всего подарки дарят работникам или их детям накануне праздников: Нового Года, дня рождения, 8 марта и т. п.
  7. Возможность приобретать продукцию компании. Этот метод может применяться, например, в торговых организациях. Руководство может предоставлять своим подчиненным возможность приобретения товаров со значительными скидками.

Для достижения максимальной эффективности от перечисленных методов сотрудники должны быть заранее предупреждены о том, какие именно из них используются в компании.

Иерархия потребностей Маслоу


Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.Ступени (снизу вверх):1. Физиологические2. Безопасность3. Любовь/Принадлежность к чему-либо4. Уважение5. Познание6. Эстетические7. Самоактуализация Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

В своей работе «Мотивация и личность» () Маслоу предположил, что все потребности человека врождённые, или инстинктивные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Данные работы продолжили и другие учёные.

Потребности в порядке их очерёдности:

Физиологические потребности

Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями.

Потребность в безопасности

После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности).

Потребность в принадлежности и любви

Человек жаждет тёплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего.

Потребность в признании

Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании[источник не указан 588 дней], в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Потребности этого уровня подразделяются на два класса.

В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы.

Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

Потребность в самоактуализации

Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно.

Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворению базовых потребностей. К ним относятся познавательные и эстетические потребности.

Потребность в познании и понимании
Эстетические потребности

Эстетические потребности тесно переплетены и с конативными, и с когнитивными потребностями, и потому их чёткая дифференциация невозможна. Такие потребности, как потребность в порядке, в симметрии, в завершённости, в законченности, в системе, в структуре.

Потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей.

Теория А. Маслоу достаточно четко сочетается с теорией мотивационного комплекса, которая так же предполагает наличие пяти групп потребностей. Однако эти потребности между собой связаны циклическими, а не иерархическими связями по типу 5-элементной схемы в китайской философии,
требуют первостепенного удовлетворения, а движение потребностей идёт снизу вверх (Т)- Альдерфер, в отличие от Маслоу, считает, что движение потребностей идёт снизу вверх и сверху вниз (); движение вверх по уровням он назвал процессом удовлетворения потребностей, а движение вниз — фрустрацией — процессом поражения в стремлении удовлетворить потребность.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий