Как писать статью, если вы никогда этого не делали: примеры, алгоритмы и советы

Как составить аннотацию на английском языке

Большинство научных периодических изданий требуют наличия в статье аннотации на английском языке. Стилистика ее текста при этом должна обязательно соблюдаться. Поэтому простого знания азов английского языка недостаточно, нужно уметь правильно использовать обороты, времена, знать специальную терминологию.

Конечно, не каждый автор обязан отлично владеть иностранным языком, но, тем не менее, для доступа к публикации приходится выкручиваться. Поэтому вопросом о том, как писать аннотацию к научной статье на английском языке задаются многие авторы.

Если вы не владеете в совершенстве научным английским (техническим, юридическим, деловым), ее грамматикой и правилами, есть отличный выход – обращение к онлайн-переводчикам. Их словарный запас сегодня достаточно широк и разнообразен. В каждой поисковой системе имеются свои переводчики. Наибольшей популярностью пользуются Google и Yandex. Однако, простого вставления текста аннотации в переводчик и копирования полученного перевода мало для требуемого уровня. Ведь эти переводческие системы представляют собой обычную программу и естественная речь далека от машинного перевода. Поэтому, даже обращаясь за помощью к ним, требуется последующая обработка содержания.

К примеру, аннотация научной статьи по юриспруденции на английском языке требует знания именно юридического английского.

Итак, если вы владеете хорошим опытом работы с английским языком, можно сэкономить время на перевод и воспользоваться специально разработанным переводчиком-онлайн с дополнительной обработкой. В случае отсутствия таких навыков, неизбежно обращение к специалисту.

Выбор темы

Первым делом решите, о чем бы вы хотели поговорить, — именно поговорить, а не написать. Подумайте об общении с читателем как о беседе с другом и выберите тему, которую было бы интересно обсудить. На идею может натолкнуть сфера вашей деятельности, недавно увиденный фильм или прослушанный подкаст. Самое главное — тема должна быть вам близка. Текст о тренде, который вам безразличен, почти наверняка окажется не особо привлекательным и для читателей.

Если какая-то тема кажется вам скучной для обсуждения с другом, вряд ли статья по ней получится интересной

Даже если вы привлечете внимание заголовком, текст сразу выдаст вашу незаинтересованность в вопросе и оттолкнет аудиторию

О чем бы вы ни писали, показывайте увлеченность предметом: это позволит убедительно доказать свою точку зрения.

Какой должна быть структура

Текст исследовательской работы состоит из нескольких обязательных блоков, расположенных в заданной последовательности

Рецензенты, которые принимают статьи в периодические издания, обращают на это внимание в первую очередь

Заголовок

Название статьи должно давать представление о ее теме и той проблеме, которую решил рассмотреть автор. Здесь не следует апеллировать к эмоциям читателей, задавать риторические вопросы и использовать двусмысленные формулировки.

Заголовок должен давать представление о теме.

Аннотация к статье

В этом разделе необходимо кратко, в 250-300 словах, пересказать содержание работы, чтобы потенциальный читатель составил представление о тексте, заинтересовался им и прочитал целиком. Правильно составленная аннотация сэкономит время, которое не будет потрачено на чтение ненужной информации, ведь из нескольких предложений должно быть понятно, что тема публикации не связана с научными интересами читающего.

Ключевики

4-5 слов, написанных по отдельности или в виде словосочетаний, нужны, чтобы обрисовать направление мысли автора. По ключевым словам ищут тексты сходной тематики через поисковые системы или по специализированным базам данных.

По ключевым словам статьи ищут похожие тексты.

Формулировка введения

В этом вступительном блоке очерчена актуальность и новизна исследования, перечислены его цели и задачи, применяемые в ходе работы методы, точки зрения других ученых.

Работа над основной частью

Здесь автор описывает изучаемый предмет и объект, излагает методику проведения и ход эксперимента, подводит теоретическую базу под высказанные предположения. Материал можно оформить в виде таблиц, диаграмм, графиков. При этом употребляются стандартные термины для выбранной отрасли науки, но введение новых понятий сопровождается развернутыми определениями. У основной части самый большой объем.

В основной части документа автор излагает методику проведения и ход эксперимента.

Выводы в заключении

Эта часть посвящена анализу: ученый устанавливает, получилось ли решить поставленные задачи, достичь сформулированной цели, подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. В завершение указывается практическая польза исследования. Размер заключения — не больше 1 печатного листа.

Перечень литературы

Автор перечисляет все упомянутые источники информации в пронумерованном списке использованной литературы. Перед отправкой статьи в журнал нужно проверить, соответствует ли оформление перечня требованиям издания. Интернет-ресурсы при этом приводятся в виде отдельного списка.

Формулировка предлагаемого метода

Предлагаемый в настоящей статье метод увеличения производительности интернет-ориентированных клиент-серверных приложений построен на анализе факторов, влияющих на производительность алгоритмов обработки данных.

К таким факторам относятся: вычислительная сложность обработки информации на уровне данных, вычислительная сложность обработки информации на уровне бизнес-логики, объём обрабатываемых данных, объём данных, передаваемых между уровнями приложения, вычислительная сложность дополнительной обработки данных для их передачи на уровень представления, вычислительная сложность преобразования формата данных для их последующей обработки на уровне данных, плотность распределения данных по анализируемым диапазонам.

Выбор оптимального алгоритма осуществляется путём вычисления коэффициентов (1, 2, 3) и принятия конечного решения на основе формулы (4).

  , (1)
где — отношение вычислительной сложности обработки информации на уровне данных к вычислительной сложности обработки информации на уровне бизнес-логики;
— вычислительная сложность обработки информации на уровне данных;
— вычислительная сложность преобразования формата данных для их последующей обработки на уровне данных;
— вычислительная сложность обработки информации на уровне бизнес-логики;
— вычислительная сложность дополнительной обработки данных для их передачи на уровень представления.
  , (2)
где — отношение суммарного объёма обрабатываемых и передаваемых для обработки данных к объёму передаваемых технических данных;
— объём обрабатываемых данных;
— объём передаваемых для обработки данных;
— объём передаваемых технических данных.
  , (3)
где — отношение количества заполненных анализируемых диапазонов значений к общему количеству анализируемых диапазонов значений;
— количество заполненных анализируемых диапазонов значений;
— общее количество анализируемых диапазонов значений.

Решение о выборе оптимального алгоритма принимается по формуле (4), где A — номер оптимального для решения конкретной задачи алгоритма.

  , (4)

Также отметим, что написание вспомогательного программного средства или использование среды автоматизации тестирования позволяет проводить сбор и анализ данных, необходимых для расчёта номера оптимального для решения конкретной задачи алгоритма A (4) в автоматизированном режиме.

План анализа

Первостепенная задача анализа научной статьи – оценить значимость публикации как источника достоверной и актуальной информации, поэтому логично начать с внимательного прочтения материала. Если в тексте присутствуют непонятные термины, придется разобраться с их значением, затем вновь перечитать работу. Только после того, как изложенная тема станет абсолютно ясна для понимания, стоит приступать к анализу статьи.

Чтобы ничего не упустить и не потерять лишнего времени, советуем использовать шаблон анализа научной статьи:

Критерий
На что обратить внимание
1.
Авторство, место публикации.

Кем написана статья: где работает автор (НИИ, производство, университет: теоретик или практик).
Где опубликована статья: авторитетность издания, индекс цитирования журнала.
Соответствие названия статьи научному стилю и содержанию.

2.
Актуальность.

Насколько тема исследования востребована в обществе или науке.
Давность опубликования статьи.

3.
Новизна.

4.
Жанр.
Соответствие изложения материала требованиям написания научных статей и академического письма в целом:
Язык (терминология, речевые клише и уместность их использования).
Наличие и весомость доказательной базы (по стандартам стиля представление материала должно строиться по схеме: тезис – аргумент).
Оптимальность количества цитат, их точность и оправданность наличия в тексте.
Целостность структуры статьи.

5.
Качество обзора литературы.
Солидность и количество источников в библиографии, их релевантность теме.
6.
Репрезентативность фактов.
Особое внимание следует уделить наличию точных и объективных данных:
опросов;
результатов экспериментов;
отчетов об испытаниях;
экспертных мнений;
документально или официально подтвержденных сведений и т. д.
Именно их присутствие определяет уровень информативности материала.
7.
Практическая и теоретическая ценность описанного в статье исследования.

Дает ли новые знания?
Что изменится от применения его результатов и где их можно использовать?
Проводилась ли апробация?

8.
Обоснованность выводов.
Соотносятся ли сделанные автором заключения с фактами, представленными в тексте статьи?

О чем писать в научной статье

Статью нельзя будет назвать научной без следующих составляющих:

Актуальность. Тема работы должны быть важна для современного научного сообщества.

Новизна. В статье надо рассказать, чем она отличается от аналогичных. То есть ваша задача рассмотреть уже известную проблему под другим углом и предложить абсолютно новые способы решения.

Цель. Цель легко определить, если определена новизна. Например, использовать новый метод исследования, который появился сравнительно недавно и который еще никто не использовал.

Задачи. Это действия, которые необходимы для решения поставленной цели.

Выводы. Вывод автор составляет на основе полученных результатов исследования. В них говорится, была ли достигнута цель и решены задачи. Тут же автор должен указать на ценность полученного результата для научного сообщества и на перспективы практического применения.

Что такое аннотация к научной статье

Аннотация к научной статье (или «description» в пер. с анг. «описание») — краткий пересказ содержания работы с указанием целей, задач, научной новизны, ключевых слов, полученных результатов и области их применений. В аннотации делается акцент на то, что нового несет в себе научная статья в сравнении с другими работами по схожей теме.

Аннотацию пишут кратко, безоценочно. Аннотации для специализированных сборников и журналов пишутся с расчетом на читателя с релевантными знаниями, с использованием профессиональных терминов, придерживаясь научного стиля.

Аннотация используется как:

  • элемент расширенного названия, которое позволяет читателю решить, читать ли полностью статью или нет;
  • элемент входных данных в автоматизированных системах для более удобного поиска;
  • элемент библиографической записи при публикации в научных сборниках.

В зависимости от требований научного журнала, аннотацию пишут только на русском языке (ключевые слова на русском или на русском и английском) и на русском и на английском языках.

Аннотация используется в научных журналах, в научных сборниках, обычных и электронных библиотеках, в сборниках по итогам научных конференций.

Пример аннотации к научной статье

Аннотация и ключевые слова располагаются между заголовком и текстом научной статьи.

Ключевые слова (или «keywords» в пер. с анг. «ключевые слова»)  — главные слова и фразы вашей статьи, чтобы ее можно было найти в электронной научной библиотеке.

Процесс составления ключей простой. Если пишете про «Проблему малого и среднего бизнеса в России 2020 года, то ключевыми словами могут быть: «бизнес, малый бизнес, средний бизнес, бизнес России, проблемы бизнеса».

Выбрать тему

Как придумать тему для статьи? Держите несколько проверенных способов:

  • отталкиваемся от «болей» целевой аудитории. Наверняка вы знаете, какие проблемы беспокоят ваших клиентов. Разработчик CRM-систем расскажет о том, как его программа упорядочит работу в компании, а таргетолог распишет план, как не сливать рекламные бюджеты;
  • изучить ключевые запросы в вашей отрасли, посмотреть, что интересует пользователей, собрать семантическое ядро;
  • личный опыт — это почти беспроигрышный вариант. Можно написать о том, как вы пришли к чему-то, что делали, где ошибались, с какими трудностями столкнулись. Но тут нужна конкретика, примеры, цифры, иллюстрации, чтобы читатель смог доверять вам;
  • взять актуальный инфоповод и высказать свое мнение. Сработает в том случае, если вы эксперт и можете рассказать нечто небанальное.

Никто не запрещает подсмотреть темы у конкурентов. Копировать нельзя, а взять идею на вооружение и подойти к ней с другой стороны — можно.

О чем важно помнить: одна статья — одна тема. Не нужно пытаться осветить в тексте все проблемы человечества, так не получится

Погрузитесь в один вопрос и полноценно раскройте его.

Шаги по написанию научной статьи

С чего начать написание работы? Как организовать свою работу над научной статьёй? Чтобы ответить на эти вопросы, перечислим шаги, которые нужно сделать при написании работы.

Шаг 1. Выбор темы.

Если вы пишете научную статью, сопровождающую вашу диссертацию, то проблемы с выбором темы у вас нет: для диссертации тема уже выбрана, а темой статьи может стать один из аспектов диссертационного исследования.

Другой вопрос, если вы пишете работу для научной конференции. Здесь вам могут дать список примерных тем, которые будут соответствовать общей направленности конференции, либо предложить подобрать подходящую тему самостоятельно.

Выбирая тему, проанализируйте информацию по ней в интернете. Помните, что тема должна быть современной, затрагивать новые тенденции, вызывать споры. Не берите слишком общую, широкую тему – тема должна быть узконаправленной. И, конечно же, выбранная тема научной статьи должна быть интересна лично вам.

Шаг 2. Согласование плана.

Приступая к написанию статьи, напишите и согласуйте с вашим научным руководителем её план. Это может быть как краткий план, так и развёрнутый тезисный. План помогает сохранить логическую последовательность при написании материала, не упустить важные моменты.

Почему лучше согласовывать план статьи с научным руководителем? Потому что, во-первых, руководитель будет в курсе того, в каком направлении вы работаете, и, если ему не понравится ваш выбор, вы можете скорректировать это на начальном этапе, что убережёт от многочисленных переписываний работы. Во-вторых, руководитель может вам что-то посоветовать по раскрытию темы работы.

Шаг 3. Выберите научное издание для публикации статьи.

Любая научная статья должна быть опубликована. Иногда, если вы участвуете в конференции, издаётся сборник по итогам конференции, куда и будет включена ваша работа.

Если же издания сборника не планируется, вам придётся самостоятельно выбрать научное издание, которое опубликует вашу статью.

Студентам вуза достаточно, чтобы издание входило в перечень РИНЦ (российский индекс научного цитирования). Аспирантам же нужно подобрать издание из перечня ВАК (перечень Высшей аттестационной комиссии). Список научных изданий этого перечня можно найти на официальном сайте ВАК.

Не старайтесь попасть со своей статьёй сразу в престижный журнал, если у вас нет опыта в написании научных работ. В подобных журналах статьи проходят строгую рецензию, и высока вероятность, что вашу работу вам вернут на исправления или просто откажут в публикации.

Хорошим решением будет опубликовать работу в сборнике материалов студенческих научно-технических конференций или в издании собственного вуза (практически все вузы имеют свои «Вестники»).

Шаг 5. Проверка и рецензирование статьи.

Отдайте на проверку научному руководителю, внесите коррективы, если потребуется, получите рецензию вашей статьи.

Список использованной литературы (5-10 источников)

Списком цитируемой литературы студенты часто пренебрегают, относятся к его составлению невнимательно. На самом деле он очень важен. Некоторые рецензенты читают его в первую очередь. Список авторитетных источников повышает степень доверия к статье.

Для научной статьи обычно используют минимум 5–6 источников. Ссылки на них обязательно должны присутствовать в тексте. Если вы цитируете информацию, но не указываете ссылку, это расценивается как плагиат.

Делать ссылки можно также на сайты с указанием даты посещения. Однако такими ссылками не увлекайтесь: особого доверия в научных кругах они не вызывают.

Список использованных источников оформляется в алфавитном порядке по фамилии авторов. Отечественные авторы идут в начале, зарубежные авторы перечисляются в конце списка.

Кто должен рецензировать научную статью?

Если работу писал студент, не нужно метить сразу на самый популярный научный журнал, объективно оценивая уровень своей подготовки. Это только повысит риски получения отрицательной рецензии, а замечания оценщика уже будет невозможно исправить. Рецензирование статьи – это ответ на вопрос, как закончить научную работу.

Рецензирование занимаются ученые-специалисты в этой области знаний. Цель рецензирования заключается в том, чтобы убедиться в достоверности и точности изложения. Если у работы нет рецензии, ее не возьмет никакое издание для публикации. Чаще всего сами издатели популярных газет и журналов выступают такими оценщиками работ.

Чек-лист по написанию SEO-статьи

Ход работы

1. Выбор тематики

Важно выбрать не просто интересную вам тему, но проблему с потенциально хорошим посевом. В этом помогут специальные сервисы типа serpstat.com или ahrefs.com (оба платные)

Собрав в один документ заголовки самых популярных статей, вы сможете уловить взаимосвязь между ними и выбрать перспективную тему.

Использование инструментов «Поисковые вопросы» и «Поисковые подсказки» позволит найти самые частые вопросы, на которые и нужно ответить в материале, чтобы сделать его релевантным.

2. Выбор ключевых запросов

Важно сначала определиться с востребованными категориями и товарами. Именно востребованными: часто бывает так, что в каталоге 10 000 товаров, а реально регулярно покупают только 10% — вот это и будет первый приоритет для формирования семантики

Не забудьте сделать скоринг семантики, чтобы оценить их эффективность и приоритет.

3. Формирование тезисов

Для проблемы опишите 3-4 тезиса, которые необходимо раскрыть при помощи эксперта.

Тезис — это короткое предложение, по которому понятен смысл абзаца. Чтобы проверить, хороший тезис получился или нет, попробуйте представить, что он будет подзаголовком. И хороший тезис будет смотреться хорошо.

4. Написание текста с учетом экспертной информации

Получив информацию от эксперта, структурируйте ее в финальный текст и оформите. Копирайтер понимает, что эксперт не редактор, поэтому стилистика и тональность статьи могут не совпадать с подачей остальных материалов

На редактуре важно не только скорректировать пунктуацию и орфографию, но и очистить материал от воды и канцелярщины, привести в соответствие с общей стилистикой остальных материалов площадки

1. Руководство

Введение. Краткое описание проблемы и технологии, о которой пойдет речь.

Основная часть. Подробное описание технологии, пошаговое применение. Какие проблемы могут возникнуть? Как сочетать с уже имеющимися инструментами / процессами?

Заключение. Краткий вывод о том, как этот метод позволяет решить проблему.

2. Обзор инструментов / технологий

Введение. Краткое описание темы статьи, что будет рассмотрено.

Основная часть. Непосредственно сам обзор:

— основные характеристики;

— возможности использования;

— сравнительный анализ с похожими продуктами;

— ваши выводы и рекомендации.

Заключение. Краткие выводы по результатам обзора.

3. Статья-справка

Введение. Краткое описание сути статьи, определение основного понятия.

Основная часть. Описание главных аспектов объекта статьи:

— история возникновения;

— характеристики;

— разновидности;

— применение;

— ссылки на дополнительные источники.

Заключение. Общие выводы о том, что читатель узнал из статьи.

4. Проблема-Решение

Введение. Краткое описание темы статьи, описание проблемы читателя.

Основная часть. Раскрытие сути решения:

— что вы предлагаете;

— как именно это поможет;

— какие могут быть проблемы;

— каковы особенности вашего решения.

Пошаговое руководство к действию.

Заключение. Как ваше решение помогает устранить проблему.

Структура и оформление

— Заголовки h1, h2

  • основной ключевой запрос в заголовке h1;
  • по возможности дополнительный запрос в h2.

Перелинковка с другими разделами / статьями

Визуальная простота восприятия: списки, размеры шрифта, выделение жирным / курсивом и т. д.

Грамотность

— Проверка текста в http://online.orfo.ru/.

— Вычитка вслух на предмет согласованности и простоты восприятия.

Пример оценки SEO-статьи

В качестве примера возьмем статью справку-руководство, которая была в ТОПе выдачи Google по запросу «открыть компанию».

Чек-лист

Результат

Объем согласно ТЗ (от 3000 знаков без пробелов)

19783

Использование ключевых слов (частота)

Переспам не обнаружен

Введение. Краткое описание проблемы читателя и содержания статьи

Есть

Основная часть. Главные аспекты предмета:

— виды фирм

— способы открытия

Есть

Заключение. Краткие выводы по статье

Есть

Заголовки h1, h2

Есть, вместе с ключами

Перелинковка с другими разделами / статьям

Есть

Визуальная простота восприятия

Есть, списки, разный шрифт, выделение курсивом и жирным.

Проверка текста в http://online.orfo.ru/

Ошибок нет

KPI

Современные требования к SEO-материалам выросли: они должны содержать не просто смысловую часть, а интересную, читаемую и полезную для пользователя информацию. В качестве метрик эффективности можно использовать метрику доскроллов, тепловую карту и карту кликов. В бесплатном варианте она есть в Яндекс.Метрике.

Основные ошибки при написании научной статьи

Сотрудники редколлегий, а также лица, ответственные за выход сборника научных работ, публикуют иногда наиболее типичные ошибки. Среди них:

  • нарушенная обязательная структура работы;
  • неполное раскрытие темы;
  • научная статья имеет рекламный характер;
  • в списке используемой литературы указаны устарелые источники;
  • отмечается несоответствие объемов разделов статьи;
  • неполное описание используемых статистических приемов и методов обработки материала;
  • речевые, и грамматические ошибки;
  • низкий уровень уникальности текста;
  • неправильное цитирование классиков.

Таких ошибок можно избежать, если предварительно тщательно проверить работу на специальных онлайн-сервисах, определив ее уникальность, удобочитаемость, стилистический характер и другие характеристики.

Научная новизна

Авторы в своих статьях должны четко указать, в чем отличие их работы от аналогичных исследований в той же предметной области. Научная новизна – так называемое сердце всего исследования, его основной стержень. Если нет новизны, то ценность исследования теряется.

Некоторые авторы пытаются приурочить что-то известное к какому-либо новому поводу. Например, в статье к юбилею ученого приводилась его биография, однако научной новизной перечень биографических фактов из его жизни и деятельности не обладает. Соответственно, историко-биографический обзор не может считаться научным исследованием ввиду того, что перечень известных фактов в честь юбилея не имеет ничего нового по отношению к уже известному.

Рассмотрим другой случай. Итак, в статье на тему «интерактивный метод обучения в дистанционном образовании» автор приводит целый раздел с описанием научной новизны. Однако, внимательно изучив этот раздел, никак нельзя выяснить – что именно нового предлагает автор. Основная мысль, которая дается, ­– студентам всего лишь необходимо звонить по скайпу. Причем скайп – не новый, и не разработан автором статьи. Применить его, как техническое средство – можно, но в чем именно содержание методики его использования? В том, чтобы студенты самостоятельно разговаривали при пассивном участии преподавателя? Так они между собой могут поговорить, и по телефону, и по другим мессенджерам, и без участия преподавателя. То есть автор пытается сделать новую комбинацию известного (возможности телекоммуникации) и известного (возможности обучения), и выдать это за новую технологию обучения.

Хорошим примером научной новизны может быть следующее: «предложена модель готовности учащихся к получению профессионального образования, раскрыто содержание показателей (индикаторов состояния данной готовности), сформулированы критерии (признаки, на основании которых формируется оценка уровня развития показателей готовности), охарактеризованы педагогические условия, учитывающие специфику функционирования сельских школ, спроектирована система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования».

Типичные ошибки

Составление библиографии — процесс, требующий знания множества нюансов, поэтому часто он связан с ошибками:

  • нередко встречаются глухие указатели: в тексте они присутствует, а в списке литературы — нет, или наоборот;
  • в описании указывают один и тот же источник в виде интернет-ресурса и книги;
  • допускают ошибки, не указывая публикации научных статей в алфавитном порядке, возникает путаница в расстановке знаков препинания.

Часто авторы увлекаются самоцитированием или цитируют только одного публициста, включают устаревшие статьи, обращаются к непроверенным материалам и энциклопедиям.

Перед тем как сделать ссылку на научную статью, необходимо изучить стандарты и рекомендации вуза, научных сообществ, редколлегий журналов, в которых она выйдет в свет. Правильное составление библиографии к курсовой или диссертации — это залог лучшего понимания результатов изысканий, а также подтверждение точности и документальности информации.

Оформление рисунков, диаграмм и графиков

Рисунки размещают сразу после текста, который они иллюстрируют. К каждому рисунку обязательны название и порядковая нумерация арабскими цифрами. Название и нумерация не должны быть частью изображения. Если изображение в работе одно, его не нумеруют.

Некоторые издательства требуют присылать изображения отдельно, не вставляя их в текст (выполненные в MS Word). В этом случае изображения собирают в отдельную папку, они должны быть в форматах jpg, gif, bmp.

Допускается использование и цветных, и черно-белых изображений, диаграмм, графиков.

Для построения графиков и диаграмм используется Microsoft Excel.

Пример оформления изображений 

Завершать главу графическим материалом нельзя, после него должен идти текст (Скачать)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий