Современная музыкальная нотация

Содержание

Почему ноты тяжело читать начинающему

Пошаговое изучение расположения нот на гитаре

Ноты малой октавы в скрипичном ключе

Громкость

При игре на синтезаторе громкости нот уделяется не столь большое значение, поскольку современные устройства позволяют регулировать звук, что может привести к некому искажению восприятия. Но для изучения нот рассмотрение их громкости является обязательным процессом.

При изучении нотного стана можно заметить в промежутках обозначение громкости, благодаря чему исполнитель может определить, в каком отрезке мелодия должна усиливаться, а в каком, наоборот, её нужно воспроизвести более плавно и тихо.

Рассмотрим подробнее обозначения громкости и их интерпретацию:

  • f (forte) — мелодия воспроизводится громко;
  • p (piano) — мелодия воспроизводится тихо;
  • mf (mezzo-forte) — мелодия имеет умеренно громкое звучание;
  • mp (mezzo-piano) — мелодия имеет умеренно тихое звучание;
  • ff (fortissimo) — воспроизведение мелодии является очень громким;
  • pp (pianissimo) — мелодия воспроизводится очень тихо, едва заметно.

Также существуют отдельные обозначения для постепенной смены степени громкости:

  • crescendo – так обозначается постепенное возрастание громкости;
  • diminuendo – этим термином обозначено постепенное уменьшение громкости.

6 этап – развитие навыка чтения нот

История

Длительность

Как правильно читать

4 этап – изучение скрипичного ключа и расположения нот на нотоносце

На этом этапе занятий музыкальной грамотой с ребенком можно вводить скрипичный ключ. Сначала можно просто порисовать скрипичный ключ. Попутно нужно объяснить, что по-другому скрипичный ключ также называют КЛЮЧОМ СОЛЬ, так как он привязан ко второй линейке, то есть к той же линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы.

Есть два способа рисования скрипичного ключа:

  1. начинать со второй линейки и заканчивать крючком;
  2. начинать снизу, с крючка и заканчивать на второй линейке.

Оба этих способа можно показать ребёнку, попробовать порисовать на бумаге и в воздухе, а затем уже оставить какой-то один, наиболее удобный способ.

Следующий шаг – это изучение нот на нотном стане, начинать нужно с ноты СОЛЬ, которая пишется на второй линейке. А затем следует снова обратиться к музыкальной лесенке и выяснить, какие нотки соседствуют с СОЛЬ, какие располагаются выше ее и ниже. Эти же ноты (ФА и ЛЯ) будут соседями СОЛЬ и на нотном стане.

Дальнейшее изучение нот можно построить по такому сценарию:

Назвать и записать пять нот, которые встретятся нам, если мы будем подниматься по музыкальной лесенке вверх от СОЛЬ (это СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ). ДО и РЕ в данном случае – это уже ноты второй октавы, возможность перехода в следующую октаву ребенку нужно объяснить.
Назвать и записать пять нот, которые встретятся, если спускаться по музыкальной лесенке вниз от СОЛЬ (СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО)

Здесь следует обратить внимание ребенка на ноту ДО, которой не хватило места на нотном стане, и потому она пишется на добавочной линейке. Ребенок должен запомнить ноту ДО как необычную ноту и впоследствии сразу ее распознавать.

  1. Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся на линейках (ДО, МИ, СОЛЬ и СИ). «До, ми, соль, си – на линеечках сидят» – есть такая попевка-считалочка.
  2. Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся между линейками (РЕ, ФА, ЛЯ, ДО).

Таким же образом постепенно (только не в тот же день и не за один раз) можно освоить ноты второй октавы. Слишком сильно торопиться и напрягать ребенка нотной грамотой не стоит, чтобы не пропал интерес.

История

История

Почему в нотном стане 5 линеек

Басовый

Или второе название — ключ Фа. Написание этого знака не займет много времени, он намного проще, чем вышеописанный собрат. Свое начало ключ берет на звуке фа в малой октаве. А две точки, которые находятся немного отдельно, располагаются на четвертой линии.

Данный ключ используется для тех произведений, в которых задействована вторая рука. Если речь идет не про клавишные инструменты, то знак используется для низких мелодий.

Именно эти два ключа и являются основными для написания большинства произведений. Но все же есть музыкальные инструменты, для которых этого мало. Поэтому можно воспользоваться третьим знаком в двух вариантах.

Что же делать?

Знаки мелизмов

Знаки мелизмов не меняют темп или ритмический рисунок мелодии, а лишь украшают ее.  Существуют следующие виды мелизмов:

  • форшлаг () — обозначается маленькой нотой перед основной. Перечеркнутая маленькая нота обозначает короткий форшлаг, а не перечеркнутая — длинный.  Состоит из одной или нескольких нот, звучащих за счет длительности основной ноты. В современной музыке почти не применяется.
  • мордент () — означает чередование основной ноты с дополнительной на тон или полтона ниже или выше ее. Если мордент перечеркнут, то дополнительный звук ниже основного, иначе — выше. Редко используется в современной нотной записи.
  • группетто (). За счет длительности основной ноты играются поочередно верхний вспомогательный, основной, нижний вспомогательный и опять основной звуки. В современной записи почти не встречается.
  • трель () — быстрое чередование звуков, отстоящих на тон или полутон друг от друга. Первая нота называется главной, а вторая — вспомогательной и как правило стоит выше главной. Общая длительность трели зависит от длительности главной ноты, а ноты трели не исполняется точными длительностями и играются максимально быстро.
  • вибрато ( не путайте с трелью!) — быстрые периодические изменения высоты или тембра звука. Очень распространенный прием гитаристов, который достигается путем колебания пальца, прижимающего струну.

Вот, вроде и все, что необходимо знать, для начала, каждому гитаристу. Если Вы хотите больше узнать о нотной записи, Вам следует обратиться к специальной учебной литературе.

Необходимые базовые знания

Обозначение нот

На письме они помечаются буквами латинского алфавита от A до G. Соответственно их значения выглядят так:

  • A — ля;
  • B — си (иногда может обозначаться как H);
  • C -до;
  • D — ре;
  • E — ми;
  • F — фа;
  • G — соль.

В последующем руководстве мы будем использовать именно такие пометки для вашего удобства.

Ноты на открытых струнах

В стандартном строе открытые струны на гитаре состроены в кварту друг к другу, кроме четвертой и пятой – они строят в уменьшенную квинту, следующий интервал. Благодаря этому аккорды зажимаются гораздо проще, это позволяет значительно упростить изучение гамм и боксов пентатоник. Ноты на открытых струнах выстроены в следующем порядке с первой по шестую – E B G D A E. Это называется «стандартный строй». Стоит сказать то, что почти все популярные строи, не сильно меняют его структуру, а иногда просто опускают ноты, сохраняя техническую последовательность.

Что означает Диез и Бемоль

В современной музыкальной теории мало кто использует оба эти понятия – скорее это свойственно ученикам музыкальных школ, которые изучали классическую теорию. В целом, между этими понятиями можно условно поставить знак равенства, потому что диезы и бемоли означают «промежуточные» – то есть, полутона, или же черные клавиши на фортепиано. Например, после ноты C идет не D, а Db – Ре-бемоль, или же C#. Собственно, в классических учебниках указывается, что Бемоль пишется, когда мы идем по гамме вверх, а Диез – вниз. Однако этот момент можно опустить, и называть промежуточные ноты так, как удобно вам – понятия все равно обозначают одно и то же.

Где не используются Бемоли и Диезы

Ровно в двух тональностях – Ля-миноре и До-мажоре. В остальных ситуациях они активно используются всеми без исключения музыкантами.

Что такое натуральный ряд

Натуральным рядом по факту называется обычная гамма без повышения и понижения ступеней. В ней все ноты идут последовательно друг за другом в классическом мажорном или минорном порядке

Этот порядок очень важно знать для импровизации на гитаре, поскольку именно на нем она и строится

Общая характеристика

В отличие от механических и электронных способов репродукции звучащего материала (на грампластинке, в аудиофайле, посредством графика звукового сигнала, его спектра и т. п.) нотация передаёт смысл специфически музыкальной логики, прежде всего, в том, что касается звуковысотности и ритма.

Например, нотная запись септаккорда и его обращений фиксирует «терцовую» логику аккорда независимо от того или иного музыкального строя. Знак альтерации, относящийся к диатонической ступени ладового звукоряда, может означать её хроматическую альтерацию в системе мажорно-минорной тональности, а в 12-тоновой музыке нововенской школы (композиционный принцип которой покоится на энгармонизме полутонов равномерно темперированной октавы) может нести функцию контекстно-безразличного «маркера высоты». Размер и тактовая черта показывают местоположение сильных и слабых долей, уровни ритмического деления и т. д., и наоборот — отсутствие этих знаков нотации имплицирует произвольность метроритмической транскрипции музыки и (в текстомузыкальной форме, например, в мелизматическом органуме и в многоголосном кондукте) артикуляции текста.

В европейской культуре нотация обеспечила сохранность и передачу профессиональной музыки — анонимной (главным образом, культовой) и авторской («композиторской», церковной и светской) — от поколения к поколению. Отсюда памятник нотации приобрёл статус первичного источника для исполнительских реализаций (интерпретаций) музыки и научных суждений о ней.

Детальная разметка динамических, темповых и пр. нюансов (например, в музыке И. Ф. Стравинского) выдаёт стремление композитора детерминировать интерпретацию смысла, запечатлённого на письме. И наоборот, «ненотирование» (в том числе, осознанное) или символическое нотирование элементов музыкальной речи (например, гармонии в basso continuo, ритма в неметризованной прелюдии) даёт простор для исполнительских интерпретаций и музыковедческих концепций. Так, отсутствие точной нотации темпов и мелизмов в музыке Возрождения и барокко послужило причиной существенного различия в её интерпретациях аутентистами (особенно радикальные интерпретации темпа приводят к изменению , а чрезмерное увлечение орнаментикой нивелирует рельеф мелодии как несущего конструктивного элемента гомофонной музыки). Непоследовательное нотирование встречных (musica falsa) и системных знаков альтерации в многоголосной музыке Средних веков и раннего Возрождения породило противоречивые музыковедческие трактовки старинной гармонии (вплоть до утверждения ); специфическая в вокальной музыке XVI—XVII вв. вызвала к жизни концепцию «многоголосных» амбитусов, и т. д.

В качестве «физических» носителей нотированной музыки на разных этапах истории выступали камень, папирус, пергамент, бумага, файл (для нотации посредством программного кода) и др.

Звукоряд, интервал, октавы

Итак, постепенно количество нот дошло до семи: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Названиями этих нот мы и пользуемся до сих пор.

Ноты располагаются в определенной последовательности по возрастанию высоты, то есть каждая следующая нота выше предыдущей.

Если мы хотим научиться бегло читать ноты, необходимо научиться пользоваться интервалами.

Отношение между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно, называется интервалом. Одновременное звучание образует гармонический интервал, последовательное – мелодический.

Интервал имеет основание и вершину. Расстояние между ними можно посчитать ступенями или количеством тоно́в. Названия интервалов происходят от латинских порядковых числительных. Например, расстояние от основания до вершины в две ступени называется секундой, а в пять ступеней – квинтой. Также, каждый интервал обозначается арабской цифрой:

  • Прима (prima — первая)
  • Секунда (secunda — вторая)
  • Терция (tertia — третья)
  • Кварта (quarta — четвертая)
  • Квинта (quinta — пятая)
  • Секста (sexta — шестая)
  • Септима (septima — седьмая)
  • Октава (octava — восьмая)

Прима — это интервал, который имеет больше формальный характер, поскольку отражает расстояние между одной и той же нотой. Сами понимаете, что фактического расстояния там нет или оно равно 0. Но, тем не менее интервал существует и мы должны о нем знать.

Секунда — это интервал, где расстояние от основания до вершины включительно, составляет две ступени.

Терция – интервал, в котором разница между двумя звуками составляет 3 ступени.

Кварта – 4 ступени

Квинта – 5 ступеней

Секста – 6 ступеней

Септима – 7 ступеней

Октава — 8 ступеней

В нотах интервалы выглядят так:

Использование и названия октав

Каждый музыкальный инструмент, а также человеческий голос, может звучать предельно низко и предельно высоко в рамках своих возможностей. Расстояние от самого низкого, до самого высокого звука называется диапазоном. Музыкальный диапазон измеряют октавами. Эта величина охватывает весь звукоряд из 7 нот, должно быть поэтому ее выбрали мерой. В музыке используют 9 октав, каждая из которых имеет свое название. Нагляднее всего будет показать их на клавиатуре фортепиано, которая содержит 7 полных и 2 неполных октавы:

Октавы принято считать от ноты До

Поэтому важно научиться быстро находить клавишу До на клавиатуре. Это довольно просто: сначала находим группу из двух черных клавиш; ближайшая нота слева от этой группы и будет нота До

Взгляните на изображение:

Первая октава имеет средний частотный диапазон. Клавиши, находящиеся справа от нее, будут звучать выше по мере приближения к пятой октаве. Клавиши левее первой октавы, звучат ниже по мере приближения к субконтроктаве.

Использование октав очень удобно. Представьте: вас попросили сыграть ноту Ми. Вы можете нажать любую Ми которая первой попадется на глаза. А если вас попросят нажать Ми первой октавы, вы поймете о какой конкретной ноте идет речь.

Обозначение высоты звука

При записи музыки ноты размещаются на нотном стане таким образом, чтобы головки нот находились либо точно на линиях, либо посередине между ними (на междустрочиях). Каждой такой позиции соответствует одна из 7 основных ступеней, повторяющаяся в разных октавах каждые 7 позиций (через каждые три с половиной линии). Соответствие ступеней и позиций на нотном стане задаётся ключом, при этом основная ступень позиции может быть повышена или понижена ключевыми и/или случайными знаками альтерации. Таким образом, точная высота обозначаемого звука определяется исходя из положения ноты на нотном стане с учётом ключей и знаков альтерации.

Как именно учить?

Sibelius

MuseScore

История болезни

Эволюция нотной записи

Ключи на нотном стане

Мы ранее использовали словосочетания «в скрипичном ключе» и «в басовом ключе». Расскажем, что имеется в виду. Дело в том, что за каждой из линий нотоносца условно закреплена определенная звуковысотность. Ввиду того, что в мире существует множество музыкальных инструментов, издающих самые разные звуки, понадобились некие «точки отсчета» звуковысотности, и их роль отдали ключам.

Ключ выписывается так, чтобы линия, откуда стартует отсчет, пересекла его в главной точке. Таким способом ключ закрепляет за нотой, написанной на данной линии, точную высоту, относительно которой отсчитывается высотность и наименования прочих звуков. Различают несколько разновидностей ключей.

Ключи – перечень:

  • Скрипичный – так называемый ключ «Соль», закрепляет на 2-й линии высоту звука «соль» 1-й октавы. Главная точка расположена по центру спирали ключа и как бы «накручивается» на 2-ю линейку нотного стана.
  • Басовый– так называемый ключ «Фа», закрепляет на 4-й линии высоту «фа» в малой октаве. 2 точки знака стоят сверху и снизу 4-й линии нотоносца, если вести отсчет снизу.
  • Альтовый – так называемый ключ «До», закрепляет высоту «до» в 1-й октаве на 3-й линии, используется преимущественно для альтовых инструментов.
  • Теноровый – тоже ключ «До», но уже на 4-й линии, используется для таких инструментов как фагот, виолончель и тромбон.

Давайте проиллюстрируем:

Заметим, что когда-то ключей «До» было больше. Ключ «До» на 1-й линии назывался сопрановым, на 2-й – меццо-сопрановым, на 5-й – баритоновым, а употреблялись они для вокальных партий соответственно указанным диапазонам. Вообще, разные ключи в нотах нужны, чтобы не делать добавочные линии нотоносца в избыточных количествах и облегчить восприятие нот. К слову, чтобы упростить чтение нот, используется ряд дополнительных обозначений, о которых мы сейчас поговорим.

Названия и обозначения

Названия нот. История названий

В настоящее время приняты следующие названия нот: До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Ноты, расстояние между которыми кратно октаве, называются одинаково.

За эталон частоты ноты берётся нота ля первой октавы, частота которой должна быть равной 440 Гц (т. н. A440 — современный эталон высоты, стандарт ISO 16). В равномерно темперированном строе отношение частот двух соседних нот (например, до и до-диез) равно 212{\displaystyle {\sqrt{2}}}; таким образом, можно видеть, что отношение частот нот, отстоящих друг от друга на октаву, равно двум.

Приведённая выше система наименований обязана своим появлением гимну св. Иоанну «Ut queant laxis». За названия первых шести нот взяты первые слоги строк гимна, который пелся в восходящей октаве (6-ступенная гамма):

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum.

Названия шести нот ввёл Гвидо д’Ареццо (нота до у него называлась ут). В дальнейшем для удобства проговаривания при пении нота ут была заменена на до (Джованни Дони, около 1640 года) и добавлена нота си (сокращение от «Sancte Ioannes»; Х. Вальрант, около 1574 года). В США и Венгрии нота си переименована в ти, чтобы не путать её с нотой C («си») в латинской нотации, где она обозначает ноту до (см. ниже).

Обозначение нот буквами

Другая распространённая система обозначения нот — буквенная: ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H. Это — так называемая немецкая система обозначения, где нота си обозначается буквой H. Почти во всех европейских странах, кроме тех, для которых основным языком является английский язык, используется немецкая система. Буквой B в ней обозначают си-бемоль (это связано с использованием фригийского ля-минора в песнопениях).

Нотные знаки
     C  D  E  F   G  A H (B)
   
    до ре ми фа соль ля си  

Существует также и английская система обозначения (см. рисунок выше), в которой ноту си обозначают буквой B (то есть, начиная с ноты ля, последовательность нот точно соответствует начальным буквам латинского алфавита: A, B, C, D, E, F, G). Эта система наиболее распространена в США, Великобритании, частично используется в Голландии, Швеции. Поэтому в англоязычной литературе используются правила английской системы обозначения. В русских сборниках гитарных аккордов также нередко встречается английская система.

Далее, для добавления к ноте бемоля к её названию приписывают -es (например, Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is (соответственно -eses и -isis для дубль-бемоля и дубль-диеза). Исключения в названиях: Aes = As, Ees = Es, а также Нes = B в немецкой системе (здесь справа выписаны используемые обозначения, а слева — те, которые могли бы показаться логичными). В английской системе нота си-бемоль не подлежит исключению и обозначается согласно указанному правилу: Bes.

Мнемонический приём для запоминания нот, расположенных на первой — пятой линейках нотоносца: ми, соль, си, ре, фа (с интервалом в терцию). Для удобства запоминания используется фраза: «Мигрировала Соль на Сицилию Регистрировать Фамилию».

Немецкая система Английская система
Нота (Бекар) Диез Бемоль (Бекар) Диез Бемоль
до c cis ces C C-sharp C-flat
ре d dis des D D-sharp D-flat
ми e eis es E E-sharp E-flat
фа f fis fes F F-sharp F-flat
соль g gis ges G G-sharp G-flat
ля a ais as A A-sharp A-flat
си h his b B B-sharp B-flat

Упрощённая система

Существуют также упрощённая система записи нот, созданная для различных музыкальных инструментов: клавишная табулатура и гитарная табулатура. Табулатуру можно использовать не владея нотной грамотой.

Как считать длительности нот

Паузы в музыке

Для чего мне учить расположение нот на грифе?

Скрипичный и басовый ключи

Нотный стан — что на нем располагается

Звук обладает рядом физических свойств. Один из них – частота, но в музыке частоту звука называют высотой или звуковысотностью. Но как же изобразить эту самую высоту на бумаге?

Этот вопрос в начале XI века решил итальянский монах, педагог и теоретик Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо). Именно он предложил изображать разные по высоте звуки на параллельных линейках, расположенных друг под другом. Эта система получила название нотный стан.

Обратите внимание, на то, что линейки принято считать снизу-вверх

Звукоряд Октава Диапазон

Напомню, что нот всего семь. Они располагаются друг за другом в строгой последовательности: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Эта последовательность называется звукоряд. Детей в школе учат: если звуки встали в ряд – значит это звукоряд.

Эта последовательность может повторяться бесконечное количество раз. То есть после ноты Си снова идет До и т д. Расстояние между одной нотой До и следующей До называется октавой (с лат. «восемь»).

И действительно, если посчитать: До – 1я, Ре – 2я, Ми – 3я … Си – 7я, а следующая после неё До – 8я. И она же 1я в следующей октаве.

Исторически сложилось, что чаще всего в музыке применяется девять октав.

Каждый музыкальный инструмент, а также голос имеет определенный предел. То есть самую низкую и самую высокую ноту, которую он может исполнить. Так вот, расстояние от крайней ноты в нижнем регистре до крайней ноты в верхнем называется диапазон. У каждого инструмента и человеческого голоса он свой. Диапазон принято измерять количеством октав. Например, на пианино семь полных и две неполные. Соответственно, если нажимать клавиши поочередно снизу-вверх, то звукоряд (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) повторится полностью семь раз.

Музыкальные штрихи

Расположение нот на нотном стане

Обозначение октав по буквенной системе

Наблюдательный читатель, быть может, уже с самого начала задался вопросом о том, как же в буквенной системе различить звуки малой октавы и, например, второй, или первой и большой. Оказывается, все предусмотрено, и для обозначения разных октав в буквенной системе есть свои правила. Только многие почему-то о них забывают, а иные и вовсе о том не слышали. Давайте же разбираться.

Здесь все на самом деле довольно просто. Если вы пока плохо знаете названия всех октав, то рекомендуем к изучению материал Расположение звуков на клавиатуре фортепиано, где этот вопрос рассматривается довольно подробно.

Итак, правила следующие:

  1. Звуки большой октавы пишутся заглавными, большими буквами.
  2. Звуки малой октавы пишутся, наоборот, строчными, малыми буквами.
  3. Для обозначений звуков первой, второй, третьей и последующих верхних октав используют малые буквы, к которым прибавляются либо верхние индексы с номером октавы, либо штрихи-черточки, располагаемые сверху над буквой. При этом количество штрихов соответствует номеру октавы (один штрих – первая октава, два штриха – вторая и т.д.).
  4. Для обозначения звуков контроктавы и субконтроктавы используются большие, то есть заглавные буквы, к которым прибавляются либо числа 1 или 2 (1 для контроктавы и 2 для субконтроктавы) в нижнем индексе, либо тоже черточки-штрихи, только, естественно снизу.

На рисунке вы можете посмотреть примеры звука ЛЯ с разным обозначением октав. Кстати этот же октавный принцип имеет точно такое же действие и в слоговой системе обозначения звуков. Поэтому примеров обозначения будет сразу несколько.

А сейчас для лучшего усвоения урока мы предлагаем вам просмотреть видео по теме и рекомендуем выполнить упражнения, которые там будут предложены.

Паузы

Собственно методика

Такт и размер такта. Слильные и слабые доли.

Для удобства чтения нот музыкальная запись делится на равные отрезки времени (количество ударов) – такты. Такт – это отрезок нотной записи, ограниченный двумя тактовыми чертами.

Первая нота каждого такта имеет ударение — акцент. Эта акцентируемая доля служит началом счета в каждом такте. Такты отделяются друг от друга вертикальными чертами, которые пересекают нотный стан. Эти вертикальные черты называются тактовыми чертами.

После ключа выставляется размер такта. Размер обозначается двумя цифрами, одна под другой в виде дроби: 2/4; 3/6; 4/4 и т.д. Верхняя цифра указывает на число долей в такте, а нижняя указывает длительность каждой доли (какая длительность принята за единицу счета – четверть, половинная, и т.д.). Например: размер 2/2 состоит из двух нот половинной длительности, а размер 7/8 состоит из семи нот восьмой длительности. Но в большинстве случаев вы обнаружите две четверки. Сокращено этот размер еще обозначают буквой С на месте цифр. Иногда вы можете увидеть перечеркнутую вертикальной линией букву С – это равнозначно размеру 2/2.

Как мы уже говорили, первые доли каждого такта выделяются, звучат сильнее других звуков – акцентируются. При этом сохраняется периодичность звучания сильных и слабых долей, т.е. происходит равномерная смена ударений. Обычно такт состоит из нескольких долей, первой сильной (она в нотном стане отмечается знаком акцента >) и нескольких следующих за ней слабых. В двухдольном такте (2/4) первая доля («раз») – сильная, вторая («два») – слабая. В трехдольном такте (3/4) первая доля («раз») – сильная, вторая («два») – слабая, третья («три») – слабая.

Двухдольные и трехдольные такты называются простыми. Четырехдольный такт (4/4) — сложный. Он образуется из двух простых тактов двухдольного размера. В таком сложном такте есть два сильных акцента на первой и на третьей долях, причем первый акцент — на наиболее сильной доле такта, а второй — на относительно менее сильной доле, то есть она звучит немного слабее первой.

2 этап – лесенка на фортепиано

Заключение

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий