Пенсионная система россии

Типы пенсионных систем в мире

В зависимости от участия государства:

  • государственная,
  • частная,
  • смешанного типа.

По принципу накопления:

  • распределительная, или солидарная (пенсионеру платят деньги, которые собирают в виде пенсионных взносов с нынешних работников);
  • накопительная (каждому работнику открывают счет, с него в будущем будут выплачивать пенсию);
  • условно накопительная.

Примерно половина из 176 государств, которые затронуло исследование Всемирного банка, избрали распределительную пенсионную систему. Большинство контролируются властями страны — это позволяет дать минимальные социальные гарантии бедным. Во Франции, в Австрии, Финляндии, Италии и Люксембурге государство обеспечивает 100% пенсионных выплат.

В некоторых странах у человека есть право выбора системы. Например, в Германии действует государственная распределительная, однако есть и добровольные накопительные пенсионные системы; не подлежат обязательному страхованию предприниматели, фермеры и люди творческих профессий.

Пенсии по обязательному пенсионному страхованию

Пособия ОПС будут назначены при наступлении страховой ситуации, а конкретно возраста ухода с места труда из-за старости, обретения инвалидности или утрате кормильца.

Каждый застрахованный ОПС обретает удостоверение с обозначением кода идентификатора счета – СНИЛС.

Отчисления по пенсии, предусматриваемые ОПС, создаются благодаря страховым платежам, которые уплачиваются страхователями за собственных сотрудников и за себя ПФ РФ.

ОПС является комплексом мероприятий, направляемых к частичному возвращению затраченной прибыли людям преклонной возрастной категории.

Для физ. лиц, первый раз вступающих в рабочие отношения, имеется вероятность выбора пенсионной обеспеченности: создать лишь страховую или перечислять долю финансов накопительным пенсионным платежам. 

Страховые (трудовые) пенсии

Данный тип отчислений считается основным видом пособий РФ. Все физические лица, входящие в систему ОПС и обретающие пенсионное свидетельство, представляются как застрахованные ФЛ. В виде страховщика подобных пособий будет выступать ПФР.

Правительственные органы предусматривают увеличивающиеся коэффициентные показатели для тех, кто откладывает собственный уход на отдых при более позднем сроке. Величина коэффициента и зафиксированный платеж станут установлены в увеличенном размере.

Страховая пенсия по старости

Страховые пособия при наступлении преклонного возраста станет предоставлена жителям РФ как компенсационный платеж зарплаты, который был потерян при уходе с места труда.

Представленный тип пособий станет регулирован ФЗ «О страховых пенсиях», работающих полноценно при последних изменениях от 29 декабря 2015 г.

В отличие от социальных пособий, полномочия обретения страхового пособия нужно зарабатывать, а соответственно, для его отчисления следует накапливать стаж страхования, обладать наименьшим числом пенсионных бонусов и достигать определенной возрастной категории.

Для обретения такого пособия по достижению преклонной возрастной категории нужно выполнить совместно три требования:

  • достигать возраста выхода на заслуженный отдых;
  • обладать большим стажем страхования;
  • располагать требуемым числом бонусов.

2018 год выдвигает наименьшие условия для выхода на отдых по старости:

  1. Возрастная категория – 60 лет для мужского пола, 55 лет для женского.
  2. Стаж – 9 лет.
  3. Число баллов по пенсии – 13,8.

Для физ. лиц, выполняющие вредные и сложные работы, условия по наименьшей возрастной категории снижаются. Подобных работ и профессий примерно 300.

Для служащих гос. структур данный возраст с 1 января 2017 года станет расти. Список гос. должностей, для которых работают определенные условия к пенсионной возрастной категории и иные подробности о пособиях гос. работников реально отыскать при актах федерации.

Страховая пенсия по инвалидности

Претендовать на подобные платежи способны инвалиды 1, 2 или 3 группы. Не считается важным, когда человек обретает группу инвалидности. Также не обладает особым значением, располагает ли гражданин возможностью продолжать трудиться. Пенсионер способен продолжать труд и обретать финансовую обеспеченность.

Для отчисления пособий гражданин обязан пройти медицинскую и социальную экспертизу гос. организацией, где ему станет присваиваться инвалидная группа. Обозначенная доля платежей прямым образом зависит от инвалидной категории.

Такие пособия будут оформлены на конкретный временной срок. При его конце ФЛ обязано приходить на новое обследование инвалидности, для удостоверения своего статуса. Во время неявки на медицинскую экспертизу пенсионные платежи перестанут начисляться.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца

Некоторые физ. лица, находящиеся на содержании погибшего или отсутствующего неизвестно где члена семейства, обретают страховые платежи по пенсии. К ним стоит отнести такие группы людей:

  • не достигающие возрастной категории 18 лет малыши, внуки, сестры, братья погибшего кормильца или они же возрастом до 23 лет при учебе в высшей учебной организации на очной форме;
  • инвалиды — при получении такого статуса до 18 лет;
  • мама, папа, их родственники или супруг, когда они считаются инвалидами и достигают преклонной возрастной категории;
  • неработоспособные иждивенцы;
  • дедушка, бабушка, родитель, муж, жена, брат, сестра, дите кормильца, когда они занимаются уходом за маленькими родными погибшего.

Величина пенсии по утрате кормильца не различается исходя из того, к какой конкретно категории причисляется иждивенец, когда он не считается сиротой или не живет в северной местности. Когда гражданин осуществляет преступное деяние, влекущее гибель кормильца, он не способен обретать финансовое обеспечение.

Что означает повышение пенсионного возраста правительством

Страна много лет жила за счет нефтегазовой ренты, постепенно проедая свое будущее и накапливая проблемы. Как и любая петрократия, путинская Россия вместо решения проблем занималась практиками, которые скорее напоминают карго-культ или шаманизм. Причем, планирование государственной экономической политики, базирующейся на надежде на рост цен на углеводороды, сопровождается одновременно уверенностью в том, что государство способно вручную управлять сложнейшими процессами, принципы функционирования которых непонятны. Накопительные взносы россиян изымали на Крым, а теперь — после выборов — уже даже этого становится недостаточно.

Грядущее повышение пенсионного возраста это — инстинкт самосохранения (впервые за долгое время), включившийся у власти, исходя не из мнимых угроз, а из реальной проблематики. Однако возможность действительно решить проблему таким способом вызывает огромные сомнения.

Во-первых, увеличение пенсионного возраста — это просто способ затыкания дыр в бюджете ПФР. Оно не решит проблему снятия с бизнеса чрезмерных налогов на ФОТ. Тем более, что обсуждается уже, по сути, одновременно повышение и пенсионного возраста, и размера налогов на фонд оплаты труда. И даже повышение НДС.

Во-вторых, повышение пенсионного возраста не решает проблему экономического базиса для существования пенсионной системы. То есть, превращение пенсионной системы, пусть и в отдаленном, но известном, будущем, в эффективный инвестиционный механизм.

В-третьих, повышение пенсионного возраста не увязывается с постепенным переходом на накопительную пенсию, предполагающим уход в перспективе от экономического неэффективного принципа солидарности поколений к модели, при которой гражданин может обеспечить себе пенсию без помощи государства и иметь возможность использовать ее как капитал.

В-четвертых, повышение пенсионного возраста не связано с повышением размера пенсии, которое остро необходимо не только потому, что за последние годы отсутствия экономической политики и неадекватного поведения России на внешнеполитической арене наши пенсионеры превратились в нищих людей. Но и потому, что только достойный размер пенсии будет способствовать модели потребления, которая обеспечит и текущее функционирование продуктового ритейла с фармацевтикой, и развитие экономики.

В-пятых, российские бюджетные учреждения и госсектор — это не только исторически сложившиеся способы внеэкономического снижения показателей безработицы, но и мощнейшие лоббисты своих интересов перед бюджетом. Опыт российских реформ показывает, что освобождение федерального бюджета от необходимости в таких масштабах субсидировать Пенсионный фонд приведет не к сокращению бюрократии, снижению налогов и трат, а к росту государственных расходов на «великие» стройки, «инновации», очередные «национальные проекты» и иные способы распила средств.

В-шестых, никто в здравом уме не сомневается, что повышение пенсионного возраста — лишь один из инструментов выкачивания денег из населения и региональных бюджетов в условиях выпадающих доходов. Есть и другие. Такие, например, как концессии, с помощью которых регионы и города отдаются на откуп монополиям.

В-седьмых, не надо забывать, что российское государство — довольно слабое, и в случае серьезных волнений не всегда способно жестко разгонять акции протеста. Причем, одно дело — разгонять и не согласовывать антикоррупционные митинги, а другое дело — протест, происходящий по модели протеста против монетизации льгот. Также не стоит забывать, что значительная часть пенсионеров просто не в курсе, что митинги надо заявлять заранее, а дороги перекрывать нельзя.

Таким образом, на мой взгляд, решение федеральных властей о повышении пенсионного возраста можно считать адекватной реакцией на сложившуюся ситуацию. И, тем не менее, — это просто способ затыкания дыр.

Справедливости ради следует отметить, что и российская оппозиция предлагает (из-за страха и желания поймать протестную волну) меры вовсе не являющиеся решением проблемы. Так, уже универсальным стало предложение по ликвидации дефицита Пенсионного фонда путем перенаправления дивидендов государственных корпораций и налога на добычу полезных ископаемых. По сути, это хоть и логичный и безопасный для общества подход, но не более чем такой же временный способ выгадать немного времени, не решая проблему в корне.

История создания

Пенсионного фонда как такового не существовало до 1990 года. Это объясняется существовавшей при СССР социально-экономической системой. По сути, единственным работодателем во времена Советского Союза было само государства в лице его различных и многочисленных структур. Частных предприятий не было и даже знаменитые кооперативы, которые появились во времена перестройки, не обладали многими признаками обособленной коммерческой организации.

В этой связи для выплаты пенсии не было необходимости в каком-либо посреднике между пенсионером и государством, которые и обеспечивало материальное обеспечение гражданам пенсионного возраста напрямую из бюджета.

В период распада Союза ССР на фоне краха сложившейся социально-экономической системы и всеобщего кризиса, охватившего все сферы жизни общества и государства, последнее заявило о невозможности исполнения своих социальных обязательств. В этой связи был сформирован Пенсионный фонд России, наполнение которого не было непосредственного связано с бюджетом страны. Это произошло в 1990 году.

В период становления рыночных отношений, на протяжении 90-х годов прошлого века, Пенсионный фонд России испытывал постоянный дефицит средств, последствиями которого были периодические перебои с выплатами пенсий. Для его покрытия ПФР использовал практику привлечения заемных средств, в том числе и в коммерческих структурах. В последующие года ситуация стабилизировалась на фоне улучшения экономической обстановки в стране.

В 2002 была проведена крупная реформа системы пенсионного обеспечения, которая осуществила переход ее на страховые принципы.

В 2019 году Правительство РФ приняло решение о повышении возраста выхода на пенсию. Реформа будет проходить поэтапно и завершится в 2028 году.

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:

  • пенсии по труду;
  • пенсии по выслуге лет;
  • по достижении пожилого возраста;
  • по причине инвалидности;
  • социальной пенсии.

Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.

Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

  • Страховая;
  • Накопительная;
  • Дополнительная.

В чем суть частных пенсионных фондов?

В 2004 году появилась возможность передать свои пенсионные накопления для их сохранения и преумножения в частную компанию.

Накопить на старость теперь можно в таких крупных негосударственных пенсионных фондах:

  • Внешэкономбанк;
  • Сбербанк;
  • АО НПФ «Открытие»;
  • КИТ Финанс;
  • Наследие;
  • Благосостояние.

Это не полный перечень таких организаций, но эти компании имеют большинство участников. Полный перечень можно посмотреть на официальном сайте ПФР.

Чем занимаются и отличаются от ГПФ

Пенсия, на которую переводит отчисления работник, делится на 2 части. Первая распределяется между нынешними пенсионерами, а вторая остается за работником и накапливается в течение жизни. Но чтобы инфляция не съела все сбережения, они должны приносить доходы. Именно для этого были созданы негосударственные фонды. Основное отличие от государственного фонда – возможность делить средства лица между несколькими компаниями и формировать портфель.

Фатально ошибиться с их выбором невозможно. Все фонды на территории РФ работают по единым принципам, имеют лицензию от ЦБ и проходят его регулярные проверки.

Механизм перевода накоплений из государственного фонда в негосударственный прописан в Постановлении Правительства.

Перевести финансы довольно просто. Нужно выбрать НПФ, с которым хочется сотрудничать, затем заключить договор. Если это индивидуальный пенсионный план, то потребуется также оплатить первый взнос.

На большинстве сайтов НПФ можно перевести пенсию удаленно, через их сайт. Потребуется подтвержденная учетная запись в «Госуслуги», данные паспорта и СНИЛС.

Начисление пенсионных баллов

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2020 году: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2020 году для выхода на пенсию требуется не менее 11 лет и 18,6 коэффициента пенсионных балла. Для правильно расчета пенсионного возраста вы можете воспользоваться пенсионным калькулятором.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

По случаю потери кормильца

Некоторые лица, которые пребывали на содержании умершего или отсутствующего безвестно члена семьи, также получают страховую пенсию. К ним относятся следующие группы граждан:

  • несовершеннолетние дети, внуки, сестры/братья погибшего кормильца или они же возрастом до 23 лет при обучении в вузе на очной форме.
  • они же, если приобрели инвалидность до 18 лет.
  • отец, мать, их родители или супруг, если они являются инвалидами или достигли пенсионного возраста.
  • неработоспособные иждивенцы.
  • дедушка, бабушка, родитель, супруг, брат, сестра или ребенок кормильца, если они ухаживают за малолетними внуками, детьми, братьями или сестрами умершего.

Размер пенсии по потере кормильца (ее фиксированная часть) не отличается в зависимости от того, к какой категории относится иждивенец, если только он не является круглым сиротой или не проживает на территории Крайнего Севера. Если человек совершил преступление, которое повлекло за собой смерть кормильца, он не имеет права получать материальное обеспечение.

Какая модель наиболее гуманна?

Накопительная, где каждый сам за себя, или солидарная, где и взносы, и пенсии равномерно распределяются между людьми? Да, накопительная система хороша тем, что ваши взносы только ваши. Если они есть, и если их достаточно. А если нет — то это только ваша проблема. Хотите вы такой схемы для себя? И помните, что при такой системе, если ваши родители не накопили себе на пенсию, — это тоже ваши проблемы. Если ваша жена родила нескольких детей, и из-за этого ее отчислений не хватит на нормальную пенсию — это тоже будет ваша проблема. А у жены тоже есть родители, и если и они по каким-то причинам не накопили на пенсию, то угадайте, чья это проблема? Не много приходится на одного человека? Получается, что накопительная система хороша для здоровых холостых людей без малообеспеченных родителей. Сурово, но так. Остальным выгоднее солидарная система, в которой их могут хотя бы подстраховать от чрезмерной нагрузки.

У нас в России пенсионная система распределительная. , поэтому дальше давайте говорить про распределительную систему.

Уровни пенсионных систем различных стран мира

По итогам Глобального пенсионного рейтинга, который пятый год подряд составляют эксперты французского банка Natixis, в 2017 году уровень жизни российских пенсионеров был признан одним из худших в мире (40 место из 43 стран). Рассматривались четыре группы факторов: материальное благополучие, качество жизни, доступность качественных медицинских услуг и доступность финансовых услуг, которые могут позволить максимизировать пенсионный доход. Современные пенсионеры действительно недовольны своим уровнем жизни. В России человек, уходя на пенсию, теряет большую часть дохода. В то время, как в таких странах как Норвегия, Швейцария, Исландия (лидеры рейтинга 2017 года) пенсионеры могут позволить себе жить в достатке и путешествовать, выходя на пенсию. В России же огромное количество работающих пенсионеров. И большинство их них работают, потому что прожить на минимальную пенсию практически невозможно. А государство со своей стороны, вместо того, чтобы поддержать таких пенсионеров, отказывает им в индексации пенсий и планирует увеличить пенсионный возраст. И всё это исходит из того, что денег в бюджете ПФР недостаточно, это еще раз подтверждает необходимость пересмотра состояния бюджета ПФР и поиска корневых причин данной проблемы.

Современные модели пенсионного обеспечения в процессе «эволюции», как правило, включают в себя комбинацию двух структур с точки зрения финансирования. Это распределительная структура (система), где текущие расходы на выплаты пенсий финансируются за счет текущих, зачастую налоговых, поступлений, а выплаты осуществляются из бюджета или внебюджетных фондов, и накопительная — на счете участника в специализированном фонде формируется капитал в виде отчислений от зарплаты, данный капитал инвестируется, а накопленная сумма с инвестиционным доходом выплачивается в виде пенсии.

За рубежом используются различные модели пенсионных систем, которые включают в себя разнообразные институты социальной защиты — государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и др. Пенсионная система большинства стран состоит из трех уровней (таблица 1)

Таблица 1 — Уровни пенсионной системы различных стран мира

Страна Первый уровень Второй уровень Третий уровень
Китай обязательное
пенсионное
страхование
государственное
пенсионное
обеспечение
сельское
пенсионное
страхование
Франция основной
пенсионный режим
обязательное
дополнительное
пенсионное
обеспечение
добровольные
пенсионные
накопления
Россия обязательное
пенсионное
страхование
государственное
пенсионное
обеспечение
негосударственное
(добровольное)
пенсионное
обеспечение
Великобритания государственная
пенсия
базовая
государственная
пенсия
негосударственная
пенсионная
система профессиональные
пенсионные
фонды
Эстония государственное
пенсионное
обеспечение
обязательный
пенсионный
фонд
дополнительный
пенсионный
фонд
Швеция общая
государственная
(базовая)
пенсия
пенсия
за выслугу лет
собственные
пенсионные
сбережения

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению

Анализируемая форма отчислений направляется на компенсирование утраченной прибыли таким гражданам:

  • государственным работникам;
  • служащим в военной сфере;
  • участникам ВОВ;
  • людям, переживающим блокадный Ленинград;
  • потерпевшим от радиационного воздействия;
  • космонавтам;
  • летчикам-испытателям;
  • неработающим людям.

Обеспечиваются финансами жители РФ из бюджета федерации и назначены вследствие конкретных прописанных требований. 

Социальные пенсии нетрудоспособным гражданам

Тем, кто не способен обеспечить себе соответствующие пособия, устанавливаются социальные платежи по нормативам законодательства №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года.

Их платят неработающим людям: инвалидам всех групп, причисляя и малышей с инвалидностью. Величина платежей станет зависеть от категории физ. лица. Обеспечивается этот тип пособий с даты признания гражданина, который обратился за ней, не способным работать. При этом нет условий, которые касаются стажа и баллов пособий по страхованию.

Социальные пособия, которые устанавливаются неработающим людям, бывают 3 типов:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • из-за утраты кормильца.

Люди, которые обратились за этими пособиями, обязаны жить на территории России и причисляться к неработающим. Обеспечиваются ФЛ финансами из бюджета государства.

Пенсии государственным служащим, военнослужащим и отдельным категориям граждан

Определенным физ. лицам может быть установлена одна из 4 типов гос. отчислений:

  • за выслугу лет;
  • по старости;
  • по получении группы инвалидности;
  • при утрате кормильца.

Заявка об отчислении подобного пособия подается в любой промежуток времени после появления полномочий в отделении ПФР по месту жительства или МФЦ. Работники государственных органов предоставляют заявку о перечислении пособий за выслугу лет в кадровую службу того подразделения, где они замещали должность перед уходом с работы.

Государственные пенсии за выслугу лет

Отчисляются такие социальные платежи гражданам:

  • гос. работникам при наличии 15 лет стажа;
  • служащим войск исходя из нормативов законодательства от 12 февраля 1993 года;
  • космонавтам, когда имеется стаж в определенных должностях 25 лет у мужского пола и 20 лет у женского пола, если 10 лет из них у мужчин и 7,5 у женщин придется на труд в летном и испытательном составе;
  • летчикам, когда имеется стаж в определенных должностях 25 лет у мужского пола и 20 лет у женского, когда две трети их них придется на труд в летном составе. 

Государственная пенсия по старости

Пенсия станет отчислена людям, которые пострадали от радиационных волн. Условия появления полномочий, как и размер, зависят от категории ФЛ, исполняемого труда, от места и длительности проживания на загрязненной местности.

Государственная пенсия по инвалидности

Величина пособий находится в зависимости от категории получается, к которым стоит причислить:

  • ветераны ВОВ;
  • проживающие в блокадном Ленинграде, которые получили инвалидность;
  • служащие, которые стали инвалидами из-за заболевания или травмы;
  • люди, которые стали неработоспособными вследствие аварии ЧАЭС;
  • космонавты, которые получили группу инвалидности при подготовке или исполнении полета в космос. 

Государственная пенсия по случаю потери кормильца

Социальный платеж установится при смерти служащего во время войны, проходящий службу по призыву, физ. лиц, располагающихся на радиационной местности, космонавтов и кандидатов в них.

Правовыми полномочиями на гос. пособия по СПК обладают неработоспособные члены семейства – дети до 18 лет, родственники, муж или жена. Компенсационная величина зависит от категории получателя.

Пособия членам семейства умершего военнослужащего, который проходил службу по призыву, платится вне зависимости от факта места устройства на работу.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий