Секреты памяти: как хорошо и быстро запомнить нужную информацию

Дворец памяти (чертоги разума)

Мнемотехника с таким поэтичным названием основана на построении ассоциативного ряда. Она позволяет не только разложить информацию по ячейкам памяти небольшими порциями, но и связать между собой логическими ассоциативными нитями.

Скажем сразу – это достаточно непростая техника для новичка, но освоив ее, Вы сможете не только быстро запоминать информацию, но и использовать лишь ту ее часть, которая необходима здесь и сейчас, тем самым не перегружая мозг.

Как создать стойкие ассоциативные связи между знакомой информацией и новой:

Выберите место «строительства» замка. На первых порах лучше, чтобы в качестве знакомой информации выступала Ваша квартира, где Вам все знакомо до мелочей. Со временем, когда Вы освоите технику, может «строить» в своем воображении настоящие дворцы.

Прикрепите новые образы к предметам интерьера, которые принято называть «опорными пунктами»

Важно, чтобы опорные пункты выделялись последовательно: по часовой стрелке либо против нее. Это поможет выстроить логически понятные связи и не запутаться в локациях

Кроме того, чем эмоциональнее и неординарнее будут ассоциации, тем быстрее они запомнятся.
Включаем воображение и придумываем небольшой рассказ с учетом опорных пунктов и ассоциаций.

Рассмотрим, как работает метод, на примере.

Составляем список покупок, в который входят 10 продуктов (не будем оригинальными и возьмем базовый набор):

  • бублик;
  • сахар;
  • молоко;
  • бананы;
  • картофель;
  • куриное филе;
  • яйца;
  • зеленый лук;
  • печенье;
  • кофе.

Представим наш «дворец памяти», вернее, кухню, раз уж мы собрались в продуктовый магазин. Выделим опорные пункты, расположенные по часовой стрелке в такой последовательности:

  • дверь;
  • обеденный стол;
  • ваза с фруктами на обеденном столе;
  • стул;
  • подоконник;
  • холодильник;
  • столешница;
  • хлебница;
  • раковина для мытья посуды;
  • плита.

Приступаем к созданию ассоциативных связей:

  1. Мы хотим открыть дверь, чтобы войти на кухню, но на дверной ручке висит три бублика (количество можете менять на необходимое).
  2. Подходим к обеденному столу, который весь усыпан сахаром.
  3. Из вазы с фруктами течет молоко.
  4. На стуле лежит кожура от банана.
  5. На подоконнике растет картофель, как на грядках.
  6. Открываем холодильник, а там нас ждет сюрприз в виде живой курицы.
  7. На столешнице видим разбитые яйца.
  8. Из хлебницы торчат перья зеленого лука.
  9. В раковине вместо посуды лежат килограммы печенья.
  10. А на плите, несмотря на весь этот хаос, варится чашечка ароматного черного кофе.

Может показаться, что все это глупо, нелепо и требует массы времени и сил (легче ведь написать список продуктов на листке бумаги), но на самом деле после нескольких тренировок Вы сможете запоминать списки из 50 пунктов. Главное – не менять обстановку в Вашей локации и последовательность ее прохождения.

Упражнения для развития памяти

Как лучше запоминать: рассказать кому-то

Об этом методе как хорошо и быстро запомнить, знают многие. Надо просто пересказать. Причем знать, что нужно пересказать. Ещё больший эффект возникает тогда, когда Вам не просто нужно рассказать, а ещё и произвести благоприятное впечатление. Например, Вы выступаете с презентацией бизнес идеи, по результатам которой решается, будут ли инвестиции в Ваш проект. В этом случае мотивация к запоминанию фактов очень высока.

Как на практике использовать этот метод:

Создавайте себе условия, в которых Вам необходимо было бы выступить перед аудитеорией. Это могут быть Ваши родные и знакомые. Если это не является мотивирующим фактором, то рассказывайте перед мало знакомой аудиторией.

Создайте себе видео-блог на определённую тему (Youtube в помощь) и регулярно записывайте видео кругу ваших изучаемых задач. Необходимость регулярно освещать вопросы в теме вашего блога сделает вас настоящим экспертом.

Введите благотворительные образовательные лекции для школьников, открытые лекции для населения. Нет эффективнее способа разобраться в теме и запомнить её, как изучить тему и понятно рассказать её детям или бабушкам.

Изучили тему — записали видео, рассказали людям. Несколько лениво, да? Зато не представляете, как сильно это увеличивает качество запоминания. Так что за вами выбор.

1.1 Память как основа психической деятельности человека

Наша память основана на ассоциациях — связях между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными и закреплёнными в нашем сознании.

«Память — это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чём думал» .

Формы проявления памяти очень многообразны. В основу их классификации легли три критерия: объект запоминания, степень волевого управления памятью и длительность сохранения в ней информации.

По объекту запоминания различают образную
, включающую в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память; словесно-логическую
, выраженную в мыслях, понятиях, словесных формулировках; двигательную
, называемую также моторной или кинестетической; эмоциональную
, память на пережитые чувства.

По степени волевой регуляции, целям и способам запоминания память подразделяют на непроизвольную
(без ранее поставленной цели запомнить) и произвольную
(напрягаемую усилием воли).

По степени длительности сохранения информации память делится на кратковременную
, действующую всего несколько минут; долговременную
, характеризующуюся относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала и оперативную
, хранящую информацию лишь необходимое для выполнения какой-либо операции время. Объектом данной работы является словесно-логическая долговременная произвольная память, составляющая основу успешного обучения в вузе.

В зависимости от того, как успешнее запоминает информацию человек, выделяют зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный), моторный (кинестетическая) и смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, слухово-двигательный) типы памяти.

Техники эффективного запоминания

Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.

Ключевые слова

Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.

По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится

Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте

Логические цепочки

Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.

Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.

Рифмы

Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.

Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.

Смотреть, обидеть, видеть.

Держать и ненавидеть.

Зависеть, слышать, гнать.

Вертеть, терпеть, дышать.

Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.

Аббревиатуры

Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.

Мнемонические фразы

Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:

  1. “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
  2. “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  3. “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).

Эффект края

Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.

Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.

Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.

А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.

Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.

Ошибайтесь

Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.

В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.

Виды памяти

Существует много классификаций памяти. По способу запоминания выделяют: образную (зрительная, слуховая, обонятельная), моторную, эмоциональную и логическую. Однако чаще всего память делят на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную. 

  • краткосрочная — это память от нескольких секунд до трех минут;
  • среднесрочная — может быть от нескольких минут до момента первого сна человека;
  • долгосрочной памятью в психологии считаются воспоминания, которые пережили сон человека. 

Долгосрочная или долговременная память тоже может быть разной. Что-то мы можем помнить на следующий день, а что-то цитировать всю жизнь, как «Мой дядя самых честных правил». Алгоритмы запоминания на разные сроки могут отличаться, поэтому лучше сразу понимать, через сколько потребуется информация.

Если мы выбираем более сложные и эффективные способы запоминания, то система повторения будет частью механизма удержания в памяти. Повторение — это не мать учения, а важнейшая часть сохранения информации в голове.

Мнемотехника

Мнемотехник достаточно много, можно выбрать наиболее подходящую и «работающую» из них. С помощью той или иной мнемотехники можно быстро запомнить даты, числа, имена, тексты, иностранный язык и так далее. Все что для этого нужно – подключить воображение, мыслить образно, «рисовать» в сознании картины запоминаемого.

Основные приемы мнемотехники:

  1. Цепочка. Запоминаемые части материала связываются между собой ассоциативно, последовательно и попарно. Первый элемент со вторым, второй с третьим, третий с четвертым и так далее. Размеры образов должны быть примерно одинаковыми.
  2. Матрешка. Этот способ также основан на формировании ассоциативных пар, но каждый последующий образ меньше предыдущего и включается в него.
  3. Метод Цицерона. Это цепочка опорных образов. Человек запоминает только их, но при воспроизведении информации вместе с ними вспоминается и все остальное. Опорные образы должны быть яркими и крупными.
  4. Свободные ассоциации. Выделив несколько опорных образов, к каждому из них ищется ассоциация, причем ассоциативный образ должен всплыть в сознании, а не быть логически обусловленным.
  5. Чтобы запомнить текст с первого раза, можно воспользоваться методом пиктограмм. Пиктограмма – рисуночное письмо. Человек в небольшой зарисовке вмещает смысл предложения, фразы или словосочетания, рисует знакомые образы, но получает только ему понятный «египетский иероглиф».
  6. В результате формируется ряд пиктограмм, взглянув на которые уже после первого прочтения удастся пересказать своими словами или точно воспроизвести текст. Так запоминается проза, стихотворения, доклады, речь для публичного выступления и так далее.
  7. Если нужно запомнить многозначное число (номер телефона, машины и так далее), нужно разделить его на пары цифр и каждую из них проассоциировать с каким-либо событием, затем каждое из этих событий методом «цепочки» связать между собой.

Мнемотехника становится понятной, если привести примеры запоминания на основе ассоциаций. Если нужно запомнить имя нового знакомого, можно вспомнить его знаменитого теску (выдающуюся личность или мультипликационного героя – все равно). Если заучиваются иностранные слова, к каждому из них подбирается слово из родного языка или образ предмета.

Осмысленное запоминание с подключением мыслительных образов и формированием свободных ассоциаций не только помогает лучше запоминать информацию, но и способствует развитию памяти.

У людей, пользующихся методами эффективного запоминания, усвоенные техники входят в привычку и вопрос о том, как запомнить большой объем информации становится менее актуальным.

Метод массированного запоминания

Этот метод знаком нам со школьной скамьи. Он максимально прост, понятен и приносит свои плоды.

Конспектируйте материал, который необходимо выучить. Выписывайте основные тезисы от руки, перефразируйте их более понятным языком, выделяйте важную информацию с помощью контрастного цвета, используйте списки и нумерацию. Это поможет не только вникнуть в материал и надолго его запомнить, но и при необходимости быстро освежить в памяти основные моменты.

Но это не все, ведь мы говорим о массированном запоминании, а, следовательно, задействуем все органы чувств. Поэтому не только переписываем и просматриваем материал, но еще проговариваем и прослушиваем его.

Какие бывают виды памяти?

Память бывает произвольной и непроизвольной. Непроизвольно информация запоминается при сильных впечатлениях или заинтересованности, а также что-либо необычное или новое. То есть то, что вызывает интерес у человека, запоминается само по себе. Произвольная память же активируется при применении силы воли – это логическое мышление, заучивание.

Причины плохой памяти могут быть такими.

Отсутствие интереса в области, требующей заучивания.

Низкая концентрация внимания, отсутствие навыков управления вниманием. Такая черта характерна для современного общества, ежедневно фильтрующего потоки ненужной информации

Процесс, ставший привычкой, усложняет развитие навыков усвоения материала в целом.

Отсутствие навыков внимания. Память необходимо развивать на протяжении всей нашей жизни.

Физиологические факторы – такие, как авитаминозы и отсутствие свежего воздуха способны ощутимо ухудшить запоминающую способность мозга.
Депрессии.

Что такое память и запоминание

Эффективные техники

Основные приемы

Один из способов освоения искусства запоминания состоит в том, чтобы обучиться специальным технологическим приёмам. Они помогают человеку правильно распорядиться сохранением в мозговых структурах любых данных, поступающих извне.

В основе эффективного запоминания лежат яркие впечатления, желание намеренно чётко запомнить событие, установление связи нового материала с уже имеющимся опытом, навыки своевременной концентрации внимания, осознание запоминаемых сведений и понимание, где они будут использоваться.

Проверка собственной фотографической памяти возможна с помощью метода Айвазовского. Великий художник при необходимости мог перенести на холст оставшийся в памяти пейзаж. Несколько минут испытуемый посвящает изучению какого-нибудь предмета, затем закрывает глаза и пытается воспроизвести его мысленно.

Нередко для удержания в голове большого объёма информации люди прибегают к зубрёжке, но механические способы заучивания утомительны и неэффективны. Для успешного усвоения слов специалисты рекомендуют следующие приёмы:

  • рациональные техники предполагают использование логического мышления;
  • эйдетика строится на удержании в памяти интересных образов;
  • основные мнемические методы опираются на искусственные приёмы эффективного запоминания сведений.

Мнемотехника нацелена на развитие образного мышления, создание опорных ассоциативных рядов и усиление концентрации внимания. Она применяется для фиксации трудной информации. Существует множество интересных эффективных методов запоминания.

Мнемонический

Большая часть приёмов мнемоники напоминает детские игры. Вся поступающая информация кодируется. Затем следуют процесс заучивания и повторение. Лексическая база любого иностранного языка может быть освоена за 2 недели. Приёмы основаны на создании цепочек индивидуальных ассоциаций, связанных с яркими образами и определёнными эмоциями.

Звучание иностранного слова накладывается на знакомое понятие. Английское слово «wall» (стена) созвучно русскому «вол», поэтому нужно представить огромного вола, быстро бегущего и упирающегося своими могучими рогами в стену. Можно даже вообразить сильный треск разрушающейся стены.

Акроним

Факты легко запоминаются посредством условного сокращения фраз, начальные буквы слов которых являются кодом для расшифровки нужных для заучивания данных. Астрономы по начальным буквам слов определённых фраз легко усваивают названия планет Солнечной системы. С малых лет люди для воспроизведения всей цепи радужной расцветки в строгой последовательности запоминают выражение «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Компоновка

Данный приём предполагает применение определённых принципов или правил. В процессе заучивания текста одни прибегают к расположению информации в алфавитном порядке, другие производят распределение по цвету, размеру, возрасту или назначению.

Ассоциативный метод

Для более эффективного запоминания при создании ассоциативных рядов желательно использовать следующие приёмы мнемотехники: гиперболизацию, оживление, видоизменение и акцентирование.

Гиперболизация подразумевает намеренное преувеличение образов. Мелкому предмету надо в воображении придать гигантский вид. Он должен предстать в мыслях намного более крупным, чем есть в реальном мире. Например, нужно представить муху огромного размера. Может быть, ей будут присущи параметры орла или даже самолёта.

Оживление предмета предполагает придание ему движения. Надолго запомнится самостоятельно движущийся по комнате стол.

Видоизменение происходит при преобразовании понятия, но без нарушения значения самого слова

Например, мотоцикл можно в воображении снабдить пропеллером.

Акцентирование основывается на мысленном усилении образа посредством выделения важной детали. Можно задействовать карикатуру или шарж

Иногда запоминаемому образу придают свет или звук. Например, во время запоминания слова «шарф» представляют его гудящим и светящимся изнутри.

Можно воспользоваться приёмом «цепочка» и соединить между собой слова, логически не связанные друг с другом. Например, создают цепь образов для запоминания списка покупок.

Мнемонические техники запоминания

Что такое мнемоника? Это понятие определяют как сочетание различных техник и приемов, которые призваны облегчить запоминание и увеличить общий объем памяти за счет создания искусственных ассоциаций. На этом приеме основаны все самые известные мировые техники запоминания.

Наиболее простым, но самым эффективным в мнемонике является правило визуальных ассоциаций. Стоит вспомнить хотя бы один предмет, входящий в ассоциативный ряд, и остальные вспомнятся следом за ним. Главное – создать искусственную ассоциацию и связать ее с последующими в одну цепочку.

Для лучшего запоминания информации необходимо превращать ее в определенные образы. Такой способ поможет намного лучше, чем автоматическое зазубривание. Сведения, которые человек запомнил по методу мнемоники, не только быстрее усваиваются, но и навсегда останутся в памяти. Особенно это касается специфических текстов, которые сложно заучить обычным способом.

Выбор наиболее подходящего образа

Разные предметы можно запомнить по-разному: какие-то остаются в памяти обобщенно, а другие, напротив, детально и очень подробно. Поэтому для создания ассоциации подойдет не каждый образ.

Критерии для выбора ассоциативного предмета в мнемонике:

  1. Крупные образы. Даже если выбранный предмет не отличается большими размерами, то образ, соответствующий ему, должен быть крупногабаритным. К примеру, если запоминать кролика и экскаватор, то лучше представить зверька размером с механическую машину.

  2. Цветные образы предмета. Образное представление запоминаемого предмета должно иметь тот же цвет, что и оригинал. Бесполезно пытаться запомнить радугу, если использовать для этого однотонный предмет.

  3. Насыщенность. Яркий образ запоминается легче, поэтому лучше добавить в него как можно больше красок и блеска.

  4. Обилие деталей. Нужно проработать детальность образа. Если запоминать мордочку кролика, то стоит добавить все мельчайшие детали: блестящие глазки-бусинки, постоянно двигающийся носик, шевелящиеся усы. Это поможет, если запоминать сложные пароли при помощи мнемоники.

  5. Объем. Не рекомендуется использовать плоские и «картонные» образы, так как они плохо запоминаются.

Память и сила человеческого сознания превосходит компьютерные программы для 3D моделирования в несколько раз. Любой человек может мысленно рассмотреть со всех сторон, приблизить и изменить любой предмет. В этой области возможности мозга мало изученны.

Создание образной картинки

Соединение нескольких образов дает цельную картинку, которая должна соответствовать определенным правилам. Изображение должно быть:

  1. Динамическим. Запоминание движущегося предмета происходит легче, так как он привлекает к себе больше внимания.

  2. Необычным. Яркие, красочные и нестандартные образы быстро запоминаются. Например, вместо «стакан» лучше использовать такой образ: «Прозрачный стакан, наполненный ароматным чаем». Этот прием в большинстве случаев оказывается эффективным.

  3. Эмоциональным. Такой пример запомнить не только проще, но и интереснее.

  4. Связанным с остальными элементами. Связь должна быть логичной и обоснованной, кроме того, составляющие картинки должны находиться в подходящей обстановке. К примеру, названия различных овощей запомнить легко, если представить их на прилавке овощного магазина.

Запоминание абстрактных понятий при помощи мнемоники

Существуют такие слова, которые невозможно облечь в визуальную форму – власть, доброта, гнев, боль и т.д. Но ассоциативный метод и богатое воображение помогут и в этом случае.

Представить боль можно в виде лекарств или больничной палаты, любовь – как сердце, власть – в виде трона или короны. Это довольно распространенные образы, поэтому здесь не должно возникнуть затруднений.

Когда необходимо запоминать термины, мнемоника предлагает сделать это следующим способом. Образ придумается не только для самого слова (с чем оно созвучно), но и для его значения. При правильном и удачном подборе образных картинок все они легко связываются в общую цепь.

Развитие памяти и внимания

Мнемофразы

Мнемоническая фраза представляет короткое, зачастую рифмованное предложение. Строятся мнемофразы на основе искусственных ассоциаций. Используется, если необходимо запомнить не слишком увлекательные факты.

Часто этот прием применяется в школьной практике. Например, на уроках русского языка при изучении правописания наречий: уж замуж невтерпеж; при разграничении схожих глаголов: надеть одежду, одеть Надежду. Примером рифмованной мнемофразы может послужить известное из уроков геометрии шуточное определение биссектрисы: это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Как запомнить много информации за короткий срок?

Техника быстрого запоминания: как работает мнемоника?

Чтобы понять, как лучше научится запоминать любую информацию с помощью мнемоники необходимо рассмотреть основные приёмы этого метода.

Мнемотехника предусматривает следующие основные приемы:

Рифмизация

Необходимая для запоминания информация интерпретируется в стихотворную форму. Например, знаменитый стишок о теореме Пифагора.

Образование смысловых фраз из заглавных букв

Образование смысловых фраз из заглавных букв — необходимой для запоминания информации. Яркий пример – фраза «Каждый охотник желает знать…» с помощью, которой легко выучить цвета радуги.

Метод зацепок

При  использовании этого приема цифры заменяют на похожие по форме предметы. Например, цифра 0 – бублик, 1 – карандаш, 2 – лебедь и так далее. Для запоминания нескольких цифр на помощь призываем свое воображение и представляете ассоциативную картинку.

Допустим, вам нужно запомнить № 407, представляем, что цифра 4 – это стул, цифра 0 – арбуз, а цифра 7 – топор. Вырисовывается следующая картинка: на стуле лежал большой арбуз, который разрезали топором.

Метод связки

В этом приеме информацию связывают с ярким образом или картинкой. Предметы, которые необходимо запомнить становятся главными героями каких — либо действий.

Метод Цицерона

Предметы, которые необходимо запомнить мысленно располагают в знакомой для вас обстановке на определенных местах. Для восстановления в памяти информации достаточно вспомнить помещение с расположенными в нем предметами.

Следует отметить, что мнемотехника – это целая наука со своей совокупностью приемов для запоминания. Поэтому для достижения большего эффекта чаще всего используют несколько приемов одновременно.

Метод ОВОД

Название этого упражнения для мозга и памяти складывается из первых букв в обозначении основных стадий запоминания текста: основная мысль, внимательное чтение, обзор, доводка. Рассмотрим, в чем заключается суть каждого этапа подробнее.

Основная мысль. Необходимо осмысленно прочитать текст. Здесь нужно воспринять текстовую информацию и выделить основные мысли, заключенные в ней. Для этого подчеркните необходимое. Как вариант, на отдельный листок выпишите необходимый материал. Например, вам необходимо запомнить правило написания сложных имен прилагательных. Читая параграф учебника, подчеркните основные случаи, связанные с данным правописанием. Внимательное чтение. Этот этап представляет повторное прочтение

Знакомясь с текстом во второй раз, обращайте внимание на детали и подробности. Для этого прочтение должно быть неторопливым, а также отличаться внимательностью и вдумчивостью

Главной целью такого метода является мысленная привязка обнаруженных подробностей и мельчайших деталей к основным мыслям текста. Так, читая повторно материл, обратите внимание на конкретные примеры, которые описывают основные случаи написания сложных прилагательных. Обзор. Название этапа говорит само за себя. Здесь текст просматривается бегло. Причем просмотр начинается не с начала, а с конца. Задача этапа — составить примерный план текста и запомнить его как последовательность реализации основных мыслей. Для этого при прочтении задавайте вопросы по выделенным пунктам. Например, при правописании сложных прилагательных выделяем два случая: через дефис и слитно. Каждый из них включает подпункты с примерами. Доводка. Теперь пытаемся повторить текст по памяти. Осуществляется это следующим образом: сначала необходимо вспомнить основные моменты и уже после этого переходить к подробностям. При этом постарайтесь никуда не подсматривать. Затем прочитайте еще раз составленный план, отмечая опасные места: то, что забылось или было упущено, но при этом является важным.

Этот пример мнемонического приема запоминания лучше всего подойдет для усвоения текстовой информации небольшого объема. Данная методика имеет накопительный эффект. Освоив новую информацию, повторите ее чуть позже. Это связано с тем, что она может быть быстро забыта. При использовании этого приема со временем эффект запоминания будет улучшаться.

Заключение

Подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал, чтобы сохранить его в памяти.

За века истории человечество создало немало приемов для запоминания и удержания информации в памяти. На основе анализа перечисленных выше мнемических приёмов можно кратко сформулировать следующие рекомендации для успешного усвоения учебного материала:

1. Поставить задачу быстро и прочно запомнить учебный материал на длительное время.

2

Сосредоточить все внимание на том, что надо усвоить

3. Хорошо понять учебный материал, связав его с тем, что уже известно.

4. Составить план запоминаемого текста, выделив в нем основные мысли, разбить текст на части.

5. Если материал большой, последовательно усваивать одну часть за другой, а затем уже излагать все в целом.

6. После прочтения материала надо его воспроизводить (рассказывать прочитанное). В случае забывания не надо спешить заглядывать в учебник, следует стараться припомнить забытое.

7. Повторять материал, пока он еще не забыт.

8. Распределять повторения на более продолжительное время (не повторять «залпом», например, только перед самым экзаменом).

9. Использовать при запоминании разные виды памяти (прежде всего смысловую) и некоторые индивидуальные особенности своей памяти (зрительную, слуховую или двигательную).

10. В зависимости от формы и стиля усваиваемой информации использовать различные мнемические приёмы, мнемотехнику и любые другие эффективные средства быстрого и прочного запоминания.

11. Трудный материал следует повторять перед сном, а затем утром, «на свежую память».

12. Стараться применять полученные знания на деле. Это лучший способ их сохранения в памяти

13. Надо увеличивать объём приобретаемых знаний, связывая новое с тем, что уже известно, что усвоено. Чем больше запас сведений, тем легче прибавлять к ним новые знания.

Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно, можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео — и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать.

Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации.

Использование мнемических приёмов может помочь значительно облегчить задачу запоминания информации, сделать этот процесс не только быстрым и эффективным, но и приятным, понятным и интересным

Особенно важно это для тех, кто участвует в учебном или научном процессе

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий