Полезная привычка: уроки финграмотности в начальной школе

Что такое финансовая грамотность и почему она важна?

Подготавливая материал для этой статьи, я поняла, что могу легко скатиться в область учебника по финансам. Это покажется скучно и неинтересно людям, которые не имеют экономического образования и никогда не слышали о сложных процентах, инвестициях и рисках.

Мне кажется, моя задача – на бытовом уровне простым языком донести до читателей одну единственную мысль – финансовая грамотность нужна абсолютно любому человеку.

Что такое финансовая грамотность и зачем она нужна?

А теперь скажите, что вам это не надо, тогда я смогу посочувствовать вам.

Проблемы, с которыми может столкнуться финансово безграмотный человек:

  1. Участие в сомнительных денежных операциях, которые приводят к потере вложенных средств (например, пирамиды).
  2. Необдуманное залезание в долги путем взятия кредитов по завышенным ставкам.
  3. Инвестирование, которое не защищает сбережения даже от инфляции, в т. ч. и пенсионные накопления.
  4. Непонимание действия большинства рыночных инструментов, грамотное использование которых может привести к улучшению благосостояния.
  5. Необеспеченная старость на нищенское пособие от государства.

Нам точно не нужны такие проблемы. Поэтому теперь давайте определим основные причины обязательного изучения основ денежной грамотности:

  1. Научиться вести учет своих доходов и расходов с целью дальнейшего планирования бюджета.
  2. Научиться жить по средствам, а не становиться вечным клиентом кредитных организаций.
  3. Разбираться в существующих инструментах по сохранению и приумножению собственных средств, чтобы обеспечить себе получение пассивного дохода в будущем.
  4. Не стать объектом мошеннических действий.
  5. Обезопасить себя и свою семью от экономических кризисов.

Выездные лагеря

Программу «О деньгах и том, как их не потерять» дети изучают в гостиничном комплексе «Менделеево». Школьники 8–11 классовучатся ставить перед собой финансовые цели, разбираются в банковских инструментах и предпринимательстве, изучают, что такое фондовый рынок и как устроены его инструменты. На протяжении смены играют в бизнес-игру.

Длительность программы — 1 неделя. Даты: 15–21 июля, 20–26 августа 2019 года.

Цена — 29 990₽.

Детский лагерь «Лесное озеро» при Финансовом университете расположен в Солнечногорском районе. Программа включает тематические игры, мастер-классы, лекции на иностранном языке от преподавателей университета, шоу-программы и спортивные мероприятия.​​ Весенняя программа рассчитана на учащихся 8–11 классов.

Даты ближайшей смены: 7–13 апреля 2019 г.

Цена — 19 500 ₽.

ЛЭШ-2019 пройдет в загородном доме отдыха «Покровское». Организовывается при участии преподавателей Высшей школы экономики и Российской экономической школы, российских и зарубежных исследователей и практиков. Программа академическая и ориентирована в первую очередь на тех, кто нацелился участвовать в олимпиадах по экономике.

В первой половине дня школьники 8–11 классов посещают обязательные занятия, а во второй — занятия по выбору, мастер-классы, кружки. В программе — математика, теория игр, макроэкономика, финансы и работа с данными. По итогам обучения при условии успешной сдачи зачёта участники получают сертификат о прохождении программы летней школы НИУ ВШЭ.

Даты: с 10 по 26 августа 2019 года.

Цена будет объявлена в начале апреля. Есть система скидок и грантов.

Дети 5–14 лет размещаются в гостинице Baltic Beach hotel. В течение смены их занимают играми на развитие финансовой грамотности, спортивными и развлекательными мероприятиями, походами, проводят для них мастер-классы и тематические мероприятия.

Даты: восемь недельных смен с 17 июня по 11 августа 2019 года.

Цена — €294за неделю. Разовое посещение (один день) — €42.

Смену указывают в сертификате победителя.

Курсы для развития интеллекта

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ «да», то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей

Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

Научиться очень быстро читать
Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать. После прохождения курса ребенок сможет:

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Ваш ребёнок научится не просто просить, а планировать покупки, копить и получать желаемое

Всем родителям наверняка знакома проблема «ХОЧУ! КУПИ! СЕЙЧАС!» Итогом этого разговора становится обычно или трата кругленькой суммы из кошелька родителей или обиды и слёзы школьника. Решение вопроса есть – научить ребёнка не совершать импульсивных покупок, а анализировать и ставить финансовые цели.

Например, ребёнок любит киндеры, постоянно их просит. А хочет при этом ещё новую дорогую игрушку или телефон (допустим, цена этой вещи 5000 р. ). Мы покажем школьнику, как он может сэкономить, распорядиться правильно карманными деньгами, маленькими покупками или подарками. Сумма, которую надо накопить – 5000 р. Цена киндера – 60 р. То есть, откладывая в день по 1-му киндеру ребенок через 2,5 месяца получит игрушку, которую хочет. В итоге – школьник горд собой, потому что сам достиг желаемой цели, родитель каждый день не слушает «хочу – хочу – хочу!» а квартира не завалена хламом.

Познакомимся со «взрослыми» инструментами и сделаем первый шаг к финансовой независимости в будущем.

На курсе есть «взрослый» блок про инвестиции, акции, кредитные карты. Здесь дети немного узнают о мире финансов, а также поймут, как уже сейчас могут в нем участвовать, чтобы получить в будущем свободу и независимость. Мы разберемся, как можно грамотно сделать вклад, получать проценты от подарков родителей и бабушек. Мы попробуем рассчитать, на сколько выгодно наше вложение.

Тренинги финансовой грамотности создают «мышления миллионера» — способность правильно использовать деньги, уверенно к ним относиться, верить в свои силы и смело смотреть в будущее.

Это действительно важно для развития правильного финансового мышления школьника, умения не просто использовать средства, но и зарабатывать, приумножая свой капитал

Обучение дошкольников финансовой грамотности

О бартере и природе денег

Основы финансовой грамотности для дошкольников и школьников – это ответы на вопросы: что такое деньги, для чего они нужны и откуда берутся. Расскажите ребёнку о том, что раньше люди обменивались товарами. К примеру, барашка меняли на 15 куриц или буханку хлеба на кувшин молока. Но со временем люди поняли, что это неудобно.

Задайте ребёнку наводящие вопросы:

  • Что легче принести на рынок для обмена буханку хлеба или мешок муки?
  • Что делать, если у тебя есть корова, а тебе нужна курица? Выгоден ли обмен коровы на курицу?
  • Допустим, сегодня у тебя было 100 яиц, а тебе нужен отрез ткани, чтобы сшить себе платье. На базар никто не принёс ткань и ты не смог обменять яйца. Сколько дней ещё есть у тебя, чтобы успеть обменять яйца, пока они не протухли?

Ответы на эти и другие подобные вопросы должны подвести ребенка к тому, почему же неудобно жить в мире без денег, обмениваясь товарами:

  • Предметы для обмена иногда трудно переносить с места на место (мешок муки, осёл или иголка имеют разные свойства при переноске и учесть это в цене очень сложно)
  • Неделимые товары для обмена (можно обменять одно яйцо или десяток, но нельзя обменять половину козы или курицы)
  • Товары портятся и теряют цену (сегодня молоко свежее и оно ценно, а завтра оно прокисло и уже никому не нужно)

После этого разговора вы с ребёнком должны придти к выводу о том, что деньги – это универсальный товар, который решил вышеупомянутые проблемы. Когда-то люди пользовались золотыми монетами. Они не теряли ценность, они выпускались разными номиналами, их легко переносить с места на место. Золото всегда ценилось людьми из-за своих физических свойств и красоты.

Что такое номиналы купюр и монет

Теперь пришло время познакомиться с современными деньгами. Покажите своему ребёнку все номиналы купюр и монет. Объясните, что 50 копеек меньше, чем 5 рублей. А 5000 больше, чем 500 рублей.

После знакомства с деньгами предложите ребёнку разложить кучку монет по номиналам, а потом можно потренироваться в составлении разных сумм (например, собери 115 рублей 50 копеек).

Расскажите о том, что можно купить за ту или иную купюру, это поможет составить представление о том, насколько ценна та или иная денежка. Можно «поиграть в магазин», разложить разные предметы, написать на них стоимость, покупать и продавать, расплачиваясь настоящими деньгами, собирая разные суммы. Так ребёнок будет учиться выбирать, подсчитывать потраченные деньги и остаток. После этого можно сходить в настоящий магазин и позволить ребёнку расплатиться за какую—то небольшую покупку. Это будет хорошим практическим уроком по финансовой грамотности для вашего ребенка.

Потребности и желания

Личные желания купить что-то появляются у детей довольно рано

В определённый момент важно подключить ребёнка к распределению семейного бюджета. Это даст понять, чем отличаются потребности от желаний

Потребность – то, что необходимо: тепло, вода, еда, одежда, дом. Желания – то, чего хотелось бы, что-то излишнее: сладости, электроника, ювелирные украшения. Важно объяснить, что сначала мы закрываем потребности всей семьи, потом справедливо распределяем деньги на желания членов семьи.

Если ребёнок не согласен с такой последовательностью, можно задать ему наводящие вопросы: «Хочешь, чтобы мы купили эту машинку? А что мы будем кушать в таком случае? Как думаешь, мы могли бы жить без отопления? Или без воды?» Нужно выстроить диалог так, чтобы ребёнку стало понятно, что коммунальные услуги и покупка еды для всей семьи важнее желаний кого-либо.Совместное распределение семейного бюджета позволит ребёнку понять, что бюджет семьи ограничен. А так же то, что он справедливо распределяется на семейном совете, где учитываются потребности и желания каждого. Не умеете распределять заработанные деньги, живёте от зарплаты до зарплаты? Есть ощущение, что денег всегда не хватает или они «утекают сквозь пальцы»? Пришло время отпуска, сломалась машина, нечем платить за квартиру, а для Вас это сюрприз и денег нет? Тогда читайте статью «Как вести семейный бюджет». Вы с лёгкостью разберетесь, что такое доходы и расходы семьи, и научитесь правильно распределять свой семейный бюджет.

Совет эксперта. Лет до 14 не нужно рассказывать ребёнку о сумме доходов семьи, если он проговориться об этом где-то, то это может принести неприятности всей семье. Однако рассказывать о том, куда деньги тратятся, нужно обязательно. Это поможет ребёнку отличать необходимые траты от излишних. Покажет, что родители, если отказывают в просьбах о покупке, делают это не из жадности, а от того, что они следуют плану, составленному всей семьёй. Совместное планирование позволяет детям понять, что они часть семьи и должны действовать в соответствии с интересами семьи.

В каком возрасте нужно начинать прививать ребёнку финансовую грамотность?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно, ведь все дети развиваются индивидуально. Если видите, что ребёнок готов, не медлите. Начинайте с простого и продвигайтесь по мере осмысления материала. Чем раньше вы начнёте обучение детей финансовой грамотности, тем легче им будет усвоить необходимые навыки.

Примерный ориентир по возрасту таков:

  • В 4 года возможно знакомство с деньгами в игровой форме
  • С 5-6 лет можно начинать обучение осознанной трате денег
  • К 7-8 годам ребёнку нужно давать карманные деньги и объяснять, как пользоваться ими
  • С 10 лет можно переходить к более сложным понятиям о банках и электронных деньгах
  • В 12-14 лет пора рассказать чаду о возможностях самостоятельного заработка и инвестирования.

урок 5. Заставить деньги «работать»?

Мечтаешь ничего не делать и получать money? «ПВ» разузнал секрет обогащения и готов поделиться им с тобой!

интервью о личном и наличных

Ученики нашей школы финансовой грамотности уже усвоили: ведение личной бухгалтерии, разумная экономия — залог материального благополучия. Пора подумать, как лучше распорядиться средствами, которые ты успел накопить. Сохранить и увеличить сбережения поможет банк. Как заставить деньги «работать» и что такое «банковская система», сегодня на уроке расскажет начальник отдела финансовой грамотности управления регулирования небанковских операций Национального банка Республики Беларусь Юлия Вячеславовна Сакович:

— Банковское дело зародилось в Вавилоне: менялы раскладывали монеты на лавках, которые по-латински звучат «banco». Прообраз современных сберегательных учреждений появился в Европе в XVII, в Беларуси — в XIX веке: в 1870 году открылся Гомельский городской общественный банк. Сегодня банковская система Республики Беларусь — двухуровневая. На первой ступени — Национальный банк — государственный орган, который обладает исключительным правом выпускать деньги. Нацбанк обеспечивает устойчивость национальной валюты, эффективное, надёжное и безопасное функционирование платёжной системы страны, составляет для других банков правила по проведению различных операций и контролирует их выполнение. На втором уровне располагаются все остальные банки. Банк — коммерческая организация, которая на основании специального разрешения производит операции с деньгами: привлекает и выдаёт денежные средства, осуществляет расчёты. Через него начисляются стипендии, зарплаты и пенсии, оплачиваются коммунальные услуги, перечисляются налоги… А ещё банки консультируют юридические и физические лица по вопросам финансов, осуществляют покупку, продажу, обмен валюты и  драгоценных металлов.

— Откуда у банков деньги?

— Одни люди приносят туда свои сбережения, другие — берут в долг. Первые делают вклад, или депозит, вторые — оформляют кредит. За каждый день хранения банк прибавляет небольшую сумму — процент. А выдавая кредит, взимает плату с кредитополучателя. Ставки по кредитам должны быть выше, чем по депозитам. Процентная ставка по кредитам минус процентная ставка по депозитам — это и есть доход банка. Другими словами: банки —  посредники между теми, у кого есть свободные деньги, и теми, кто в них нуждается. Временно свободные денежные средства направляются туда, где существует потребность в них и где они способны принести экономичесую выгоду.

— Вклады могут делать только взрослые?

— Некоторые банки разрешают родителям открывать счёт на имя ребёнка. По достижении 16 лет он может самостоятельно им распоряжаться. Вклад (депозит) — отличный способ не только увеличить свои «карманные», но и уберечь от непредвиденных случаев: утери, кражи… Принимая деньги, банк заключает договор, где прописаны сумма, уровень процентной ставки по вкладу  в зависимости от срока его хранения, частота выплаты дохода… Рассчитать прибыль можно по формуле: процентный доход = сумма вклада × процентная ставка × срок хранения. Например, ты разместил депозит на год в сумме 200 000 рублей. Банк платит процент по этому депозиту в размере 35% годовых. Итак, через год ты получишь: 200 000 × 0,35 × 1= 70 000 и сумма твоих сбережений составит 270 000 рублей.

— А что надо знать про кредиты?

— Для того чтобы не столкнуться со сложностями, связанными с выплатой кредита, и не попасть в «долговую яму», важно трезво оценить свои возможности, хорошо обдумать решение о необходимости приобретения того или иного товара. Брать кредит нужно только в тех случаях, когда накопить деньги сложно

Например, на покупку квартиры или машины. Такие кредиты выдаются, как правило, на длительный срок (10—20 лет), долговая нагрузка на кредитополучателя распределена во времени и не так тяжела. Банк предоставляет средства на условиях возвратности, срочности, платности. Возвратность и срочность означают, что банк выделяет деньги только во временное пользование и они должны быть возвращены. Платность говорит о том, что ты должен заплатить банку «вознаграждение» в виде процента. Получить кредит могут только совершеннолетние граждане с хорошей кредитной историей, но об этом — в следующий раз.

КСТАТИ, О СТАРТАПАХ

И конечно же, в России развиваются стартапы, направленные на повышение финансовой грамотности детей.

В 2015 году на международном Конкурсе инноваций в образовании (КиВО), проводимом НИУ Высшая школа экономики и Агентством стратегических инициатив, получила второй приз разработка мобильного приложения «Junior Balance». Его создали сотрудники Архангельского областного Института открытого образования Владлена Романова и Николай Кряжев. Мобильное приложение закрывает лакуну, которую выявили исследования PISA: неумение детей работать с банковскими картами и личными финансами.

Сотрудники ИОО из Архангельска придумали два мобильных приложения, которые объединяют игровые технологии и измерения индивидуального прогресса школьника.

Одно приложение — для ребенка, другое – для родителей. С его помощью можно пополнять детский банковский счет, устанавливать денежный лимит на определенный период времени и контролировать расходы (каждая покупка должна получить подтверждение взрослых через SMS). Более того: с помощью приложений можно будет превращать в реальные доходы учебные или внеклассные достижения детей.

Пилотная версия приложений может появиться в смартфонах уже в будущем году.

Деньги. Для чего нужны деньги

Если вы не понимаете, что такое деньги значит, вы еще далеки от финансовой грамотности. Вы каждый день сталкиваетесь с деньгами, но по каким законам живут деньги, и как ими управлять вы ничего не знаете.

Деньги существуют на всей планете, люди всех стран мира ежедневно пользуются ими, но мало кто понимает, для чего существуют деньги, кто умеет управлять деньгами и зачем.

Деньги – это товар, который обладает несколькими свойствами.

Вы можете спокойно деньги обменять на товар, но товар обменять на деньги вы уже не можете. За деньги вы можете купить все, а за любой товар вы не получите денег.

Деньги являются инструментом обмена товаров и услуг, они являются универсальным эквивалентом стоимости других товаров и услуг.

В каждом новом столетии деньги обрастают новыми специфичными функциями, эти функции называют универсальными.

Стоимость товара можно измерить деньгами, цена товара выражается в деньгах.

В давние времена функция у денег была такая: товар меняете на деньги, затем деньги можете поменять на любой нужный вам товар. Людям было выгодно, они могли поменять не просто товар на товар, а товар сначала на деньги, и только потом деньги меняли на нужный им товар.

Сейчас в наш век кредитных отношений вы берете товар в кредит, но выплата за товар всегда в деньгах.

В наше время деньги выступают в роли посредника, вы можете продать свой товар получить деньги и преодолевая тысячи километров купить другой товар. Существует минус в этом отношении, если наступит инфляция, то ценность денег теряется, они обесцениваются.

ЧТО НЕОБЫЧНОГО В ФИНАНСОВОМ ПОВЕДЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ РОССИИ?

Российские школьники ведут себя в этой сфере так же, как их сверстники в странах ОЭСР?

Нет, немножко иначе.

Несколько отличий:

— Уровень финансовой грамотности наших подростков на 40-43 балла выше, если хотя бы один из родителей в семье имеет высшее образование. Похожий результат достигается и в том случае, если профессия родителей связана с квалифицированным трудом.

— Финансовая грамотность среди 15-летних юношей на 1 балл, а математическая грамотность – на 13 баллов выше, чем у девушек. Зато читательская грамотность на 30 баллов выше у девушек.

Девушки лучше решают простые задачи, юноши – сложные

Эксперты предполагают, что для решения простых задач в области финансовой грамотности важно подключить компетенцию чтения. А она лучше развита у девушек.

Юноши успешно решают сложные финансовые задачи, которые требуют навыков вычисления.

— Две трети российских подростков продемонстрировали на PISA-2012 такие достижения в области финансовой грамотности, которых от них никто не ожидал (учитывая их невысокие результаты по математике и чтению). В других странах, как подтвердила Галина Сергеевна Ковалева, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО, такая зависимость существует. Ведь если подросток помнит курс школьной математики, он быстрее схватывает условия задачи по кредитованию или налогообложению.

В России не наблюдается зависимости между успехами в математике и умением выбрать более выгодный вариант кредита.

Корреляция финансовой грамотности с грамотностью в других предметах у российских школьников оказалась самой слабой, всего 0, 67%. В других странах этот показатель достигает 0,9%.

Как говорить о деньгах с детьми?

Финансовой грамотности необходимо обучать с ранних лет. Все вышеперечисленные принципы будут понятны старшим школьникам. А вот разговоры о деньгах с малышами часто вызывают трудности. Назовем несколько способов обучения финансовой грамотности детей.Как превратить своего ребенка в финансового гения Следуйте советам финансового эксперта Бет Коблайнер, и она поможет вам на пальцах объяснить ребенку, что такое инфляция и игра на бирже. Пусть те несложные правила, которым вы научите ребенка сегодня, станут для него опорой во взрослой, независимой жизни! Купить

Планируйте семейный бюджет с детьми

Разговоры о бюджете с ребенком стоит заводить с 4-х лет. Расскажите ему о том, что деньги достаются с трудом. Покажите, что бюджет семьи ограничен, поэтому вы и не можете купить весь магазин игрушек. На примере конфет или ягод можно показать, на что идут ваши деньги: эта ягода — на оплату света, эта — на детский сад. Так абстрактные понятия станут для ребенка конкретными. Напоминайте малышу о том, что вы вместе распределили бюджет на месяц, когда он попросит купить что-то, выходящее за рамки возможностей.

Заявка на кредитку 100 дней без % за 0 ₽ в год
100 дней без % на покупки и снятие наличных. 50 000 ₽ снимайте каждый месяц без комиссии. 500 000 ₽ максимальный кредитный лимит. Оформить.

Выделяйте ребенку карманные деньги

Уже с пяти лет ребенку можно давать небольшие суммы еженедельно. Расскажите ему о возможности копить на большие покупки. Научите выбирать между аналогичными товарами более дешевый, чтобы сэкономить.Помните о том, что карманные деньги ребенка нельзя забирать. Заведите копилку или кошелек, брать которые может только он. Вы можете попросить у ребенка в долг, объяснив, что это значит, и назвав день, когда вернете деньги. Так малыш поймет, что у денег есть хозяин и распоряжаться ими может лишь он.

Играйте в «финансовые» игры

В магазине поиграйте с ребенком в поиск наиболее выгодных товаров. Или предложите детям найти несколько товаров на определенную сумму. Например, что можно купить на 100 рублей? Настольная игра «Монополия» прекрасно демонстрирует функции и возможности денег.

Заработок и самостоятельность

Более серьезная стадия в обучении детей финансовой грамотности — это получение ими настоящей зарплаты, собственных денег.

В основном работу начинают искать подростки с 13-14 лет, так как появляется сильное стремление к самостоятельности, а уже в 14 появляется больше возможностей приобрести частичную финансовую независимость с помощью трудоустройства.

На этапе заработка обучение со стороны родителей чаще всего уступает самообразованию, также помочь могут специальные курсы для подростков — так учиться интереснее, проще и можно избежать многих ошибок.

Это важный шаг в жизни каждого человека, и с помощью работы можно научиться многим вещам.

С того момента, как подросток начинает зарабатывать сам, он на практике видит то, о чем ему рассказывали в детстве:

  • Деньги зарабатывают трудом, и любой труд имеет ценность.
  • Это – ограниченный ресурс, который нужно пополнять.
  • Открывается значимость времени, потому что могут гореть дедлайны, если устраиваешься на фриланс, или время буквально становится деньгами, если ты работаешь посменно, и платят за час работы. В большинстве случаев заработать на «собственной» работе можно намного больше, чем дают родители.

Работающий подросток получает не так уж и мало для него денег, и их официально можно тратить на все что угодно.

Что происходит в такой ситуации, зависит от уровня уже приобретенной детьми финансовой грамотности.

Для родителей в этот момент главное — не отрекаться от помощи детям под предлогом того, что раз они получают свою зарплату, они взрослые и могут все делать сами.

Учиться управлять финансами можно всю жизнь, и двенадцатилетний ребенок в теории может лучше обращаться с деньгами, чем человек в 20 лет. Родителям стоит всё так же обсуждать, поддерживать школьника, ценить его труд и хвалить за самостоятельность.

Для взрослых

Видеоуроки по финансовой грамотности – отличная альтернатива для тех, у кого нет возможности проходить онлайн-курсы и выполнять домашние задания, нет времени читать книги. Как правило, авторы таких видео прекрасно понимают, что смотреть двухчасовые фильмы про финансы и инвестиции никто не будет. Они стараются сделать их не более 10–20 минут, иногда в формате мультиков и анимации.

Видеолекции по финансовой грамотности – Высшая школа экономики

Видеолекции разработаны в рамках глобального проекта повышения финансовой грамотности российского населения, одним из руководителей которого является профессор Н. Берзон – заслуженный экономист РФ. Всего в цикле 175 уроков продолжительностью от 3 до 30 минут. Они относятся к разным курсам:

  1. Управление личными финансами.
  2. Фондовый рынок.
  3. Банковские услуги и отношение людей с банками.
  4. Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество.
  5. Взаимоотношение человека и государства.
  6. Создание нового бизнеса.
  7. Страхование.
  8. Налоги.
  9. Планирование и учет личных финансов.
  10. Деньги и их функции.

Урок финансовой грамотности – Р. Кийосаки

Урок продолжительностью 1 час проводит знаменитый на весь мир и очень популярный в последние годы в России Роберт Кийосаки. Его книги “Богатый папа, бедный папа”, “Квадрант денежного потока” и другие стали для многих сегодняшних успешных инвесторов настольными учебными пособиями, с которых они начали свой путь к богатству.

Роберт убежден, что тому, о чем он говорит на своих лекциях, обязаны учить в школе. Много внимания уделяет мышлению богатого человека. Полностью согласна с его фразой: “Если вы хотите когда-нибудь выйти на отдых, вы обязаны стать инвестором”.

Стратегии финансовой успешности – Бодо Шефер

Это лекция от еще одного гуру финансового ликбеза Бодо Шефера. Обязательно прочитайте его книгу “Мани, или Азбука денег” и дайте ее своему ребенку. Мечта Б. Шефера – как можно большему количеству людей из бедных превратиться в богатых. В лекции он дает советы финансовой успешности:

  1. Учитесь тому, как зарабатывать больше.
  2. Настоящие деньги сегодня – это твои знания.
  3. Учитесь получать максимум от своего дохода и терять все меньше.

Финансовая грамотность – Путь Победителя

Это плейлист из 10 видео от проекта “Путь Победителя”. Много внимания уделено Р. Кийосаки. В 4 роликах он рассказывает притчу о водопроводе, о сетевом маркетинге, об избавлении от долгов и о трех копилках.

Видео “Уроки финансовой грамотности” выполнено в формате мультфильма. В нем автор рассказывает, как размножаются деньги. Помогает усвоить очень хорошее правило: “Либо деньги работают на нас, либо мы на них. Третьего не дано”. В других роликах речь идет о финансовых кризисах, пирамидах и инвестициях в акции.

Финансовая грамотность – Павел Багрянцев

Здесь автор на личном опыте рассказывает о создании капитала и пассивного дохода. Всего в подборку входит 39 видео. Среди них темы “Куда инвестировать деньги?”, “Стоит ли брать кредит?”, “Ошибки личных финансов” и др.

Личные финансы. Финансовая грамотность – Rich Invest Group

Это плейлист из 62 видео от инвестиционного фонда Rich Invest Group. Авторы рассказывают о том, как заработать, сохранить и приумножить свои денежные средства

Важно, что подборка постоянно обновляется, а под видео руководитель фонда отвечает на вопросы пользователей. Это интересный контент от инвесторов-практиков, не без рекламы собственной управляющей компании, конечно

Школа практического инвестирования Федора Сидорова

На канале Федора Сидорова я советую 2 плейлиста: “Личные финансы и цели” (9 видео) и “Инвестирование в акции, облигации и ETF-фонды” (14 видео).

Автор – хороший лектор. Объясняет сложные вещи простыми словами, четко по делу, без воды. Очень советую посмотреть эту подборку начинающим инвесторам. Я сама начинала свой путь в инвестициях с 2-недельного бесплатного курса Ф. Сидорова, поэтому смело его рекомендую.

Финансовая Грамотность | Как Работают Деньги – High Benefits

Эта небольшая подборка от канала High Benefits состоит из 6 видео продолжительностью всего 3–5 минут. Анимация помогает легко воспринимать материал. В роликах дают основы управления финансами. Отлично подойдет для школьников – посмотреть можно за 1 раз всю подборку.

Иные проекты

Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ)

Проект по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации

2012-2013

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

Разработка программы МВА по повышению финансовой квалификации в области трансфера технологий

2010-2011

ПАО «Газпром» и его ДЗО

Реализация программы повышения финансовой квалификации специалистов ПАО «Газпром» и его дочерних предприятий.

2006-2018

ПАО АК «Алроса»

Реализация программы повышения финансовой квалификации специалистов ПАО АК «Алроса».

2002-2018

Проект ТАСИС (TACIS) «Переход на МСФО в банковском секторе – внедрение принципов международных стандартов при ведении бухгалтерского учета и составление на их основе финансовой отчетности по МСФО в банковском секторе»

Подготовка и реализация образовательной программы для специалистов в сфере банковского аудита в рамках проекта ТАСИС.

Образовательный компонент Проекта включал:

  • разработка модульной образовательной программы для специалистов аудиторских организаций, имеющих действующий квалификационный аттестат в области банковского аудита;
  • организация и проведение семинаров и конференций;
  • оценка эффективности и результативности реализации образовательной программы.
2006-2009
Проект ТАСИС (TACIS) «Реформа бухгалтерского учёта и отчётности III» Повышение финансовой квалификации населения в рамках проекта ТАСИС
Образовательный компонент Проекта включал:
разработка модульной образовательной программы по МСФО;
организация и проведение обучения в 15 регионах Российской Федерации;
оценка эффективности и результативности реализации образовательной программы.
2006-2007
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий